В Москве открылась выставка раритетов из государственных архивов
Увидеть своими глазами эти документы - давняя мечта многих историков. Эти бумаги ценятся дороже золота. А многие документы могут к тому же пролить свет на самые темные страницы истории.
Репортаж Людмилы Моисеенко.
Документы под грифом "Ближайшие 100-летия не беспокоить" То есть так безупречна работа реставраторов. Многое показано впервые, после выставки в Москве все это отправится в хранилища российских архивов. Подлинники лучше понапрасну не тревожить. Еще недавно 2 пергаментные грамоты - завещание собирателя русских земель вокруг Москвы Ивана Калиты, хранились на полках с негласной формулировкой: без горьких слез архивиста не посмотришь. Теперь их можно даже читать.
Михаил Рыженков, директор Российского государственного архива древних актов: "Нет, сейчас я это не смогу, конечно. Прочитать. Это нужно сидеть с ним и внимательно изучать. Потому что в отличие от современных текстов, что называется, нужно читать по буквам. Нужно каждое слово в отдельности прочитывать и толковать его".
Прочесть возможно теперь и сочинение Дени Дидро, переписанное его рукой специально для Екатерины II. Это уже вторая попытка реставраторов. Первая состоялась полвека назад, а потому была сделана еще "по-советски".
Сергей Мироненко, директор Государственного архива РФ: "Мы тут показали старый переплет, который был. Здесь газета "Известия" в качестве подложки для переплета. Конечно, этот переплет необходимо было удалить. Заменить его новым, отреставрировать сам текст".
А вот Париж несколько лет назад мог полностью уйти под воду в стенах архива древних актов. О плане города 1739 года забыли, он много лет пролежал в хранилище на самой нижней полке и даже не числился в картотеке. В архиве лопнули батареи, ржавая вода оставила желтые пятна. Но реставратором удалось спасти его для истории.
Увидеть Париж первой половины XVIII века и рассмотреть каждую улочку и квартал. Здесь тщательно прорисован каждый дом. Рука так и тянется к биноклю, чтобы уже наверняка распознать очертания чего-то до боли знакомого. Реставраторы работой довольны, но еще не наигрались в игру, кто быстрее найдет Нотр Дам или Бастилию.
Эйзенштейн тоже заставил архивистов понервничать. Имел привычку рисовать простым карандашом на обрывках от плакатов и листочках из блокнотов. Работники киноархива достали с полок цветные трофейные пленки, на них снимали и послевоенную Ноябрьскую демонстрации и Потсдамскую конференцию. Но опыта работы с пленкой американской тогда в СССР не было. Современные технологии позволили ее реставрировать и показать впервые посетителям выставки.

