Немаленькие трагедии: кто и почему увозит детей из России
На этой неделе в Москве произошла история, которая в очередной раз всколыхнула общество, среди бела дня прямо с детской площадки пропал ребенок: отец, гражданин другого государства, увез дочь в неизвестном направлении, а мама девочки обратилась в милицию, которая фактически ничем в таком случае помочь не может.
Официальной статистики подобных конфликтов в браках с иностранцами не существует, но проблема остается, и сами граждане ее решить не смогут: практически всегда ответ один, дети, увезенные из России, живут в хороших условиях, и поэтому повода для передачи другому родителю нет.
Репортаж Евгения Лямина.
Это все, что в квартире напоминает о счастливой семье. Вытирая слезы, Ирина Исаева смотрит домашнее видео. Оно снято за месяц до похищения ее дочки. 23 сентября Ирина оставила 2-летнюю Лизу с няней и уехала на работу. Девочка пропала прямо возле дома, на детской площадке.
Ирина Исаева: "Она вообще-то ручная девочка, большую часть своей жизни она провела у меня на руках. И утром, когда я уходила, у меня было такое чувство, что я вижу ее в последний раз".
О том, что дочку увез муж - гражданин Франции, - Ирина Исаева поняла сразу. Она до сих пор пытается до него дозвониться. Все это время громкое дело о похищении русской дочери отцом-иностранцем транслируется по всем телевизионным каналам. Девочку случайно узнал сотрудник турфирмы в Киеве. Именно она организовала выезд похитителя во Францию.
Сотрудник туристической фирмы: "Выглядели они абсолютно адекватно. Папа шутил с маленькой девочкой. У них с собой были французские паспорта и на основании этих документов им были оформлены авиабилеты Киев – Париж".
Это отработанная схема: столица одной из стран ближнего зарубежья, иностранный паспорт и детский билет в один конец. Который вряд ли станет счастливым.
Стопка бумаг в руках Марии Уайт - хроника борьбы за собственную дочь. Бывший муж похитил девочку и увез в Соединенные Штаты. Оказалось, что для хьюстонского суда брак русской матери и американского отца - совсем не равный. И вернуть ребенка Марии нельзя.
2 документа – 1 итог. Дочь в доме Марии ждут уже 7 лет. Несмотря на то, что российский суд признал право матери воспитывать ребенка, а решение американского суда - о том, что ребенок должен проживать в Америке с отцом, а мать не имеет никакого права на общение, кроме как по телефону".
В своем кабинете адвокат Сергей Кадыров внимательно изучает законодательства других стран. Он 6 лет занимается проблемой похищения детей и хорошо знает, что при равных правах в законе право иностранцев почему-то весомее.
Сергей Кадыров, адвокат: "Аргументация, например, о том, что Россия - варварская страна, и я не хочу, чтобы дети там воспитывались в криминальном обществе, она звучит".
История похищения этой русской девочки была одной из самых громких. На запястьях Вероники Васильевны до сих пор следы от наручников. Ее внучку похитили по заказу отца - американца. Войдя в квартиру, нанятые люди не церемонились.
Вероника Святова: "Я как-то все равно не хотела до конца понять, что это бандиты. Я думала, может, рабочие, и когда я вошла в Нинину комнату, он видит тут все, и он меня ударил в живот".
Оказалось, что правосудие в странах, как Старой, так и Новой Европы, не на стороне русскоговорящих. Судьбу 1,5-годовалой Алисы сейчас обсуждает вся Латвия. Ее мать Наталья Силова тоже пытается отстоять право воспитывать дочку. Этой весной она уехала из Великобритании в Латвию втайне от мужа.
Наталья Силова: "Я не могла ему сказать. Понимаете, там было так страшно, мне было очень страшно с ребенком. Он бы нас не отпустил никогда".
Крис Питерсон: "Это все ложь. Она стала придумывать про меня разные вещи, когда узнала, что я подал в суд, потому что хочу вернуть свою дочь".
Рижский суд постановил вернуть Алису отцу. Тот факт, что Наталья кормит дочку грудью, суд во внимание не принял. Где и кем будет воспитываться девочка, также должен определить суд Великобритании. И если он поддержит отца, у Натальи Силовой отнимут ребенка.
В детской комнате Филиппа с момента его похищения ничего не изменилось. Год назад муж Анжелы Гонсалес собрал все вещи, документы и увез мальчика в Европу. Как он прошел таможню и пограничный контроль, мать ребенка гадает до сих пор.
Анжела Гонсалес: "Как сейчас мы выясняем, обязательно нужна доверенность, но, видимо, существует на таможне личностный фактор. Когда можно уговорить таможенника, дать честное слово, мы знаем такие случаи, что отпускают без разрешения родителя, если они не в разводе. Мы были не в разводе".
Анжела Гонсалес показывает свой заграничный паспорт. В течение года ей отказывают в визе, ссылаясь на то, что встреча с ребенком не является основанием для въезда в Испанию. Сейчас единственная связь с 3-летним Филиппом - по телефону. И то только через отца.
Папок в аппарате уполномоченного по правам человека с каждым годом становится больше. Письма со всей страны, чаще всего пишут матери, которые уже выиграли суды в России. Здесь уверены, похищение детей не остановить, пока иностранных граждан поддерживают зарубежные суды.
Наталья Яковлева, начальник управления комитета по защите прав ребенка аппарата уполномоченного по правам человека в РФ: "В прошлом году у нас было за весь год 13 жалоб, в этом году за 9 месяцев уже 15 жалоб, по которым женщины обращаются с просьбами вернуть, помочь оказать содействие в возврате ребенка в Россию. Из-за того, что он вывезен отцом помимо желания матери".
Но помочь комитет по защите прав ребенка ничем не может. На официальные запросы в зарубежные органы опеки приходят официальные ответы: ребенок уже адаптировался к жизни, свободно владеет языком и возвращать его в Россию нет никакого повода. Между сухими строками официальных документов для чувств матерей места не остается.
Узнав, что младшая дочь Лиза уже за границей, Ирина готовится идти по проторенному пути. Суд во Франции. Суд в России. И письмо в аппарат по защите прав человека с криком о помощи. Теперь в небольшой квартире придется освободить все полки, для официальных документов.

