Юбилей у Евгения Примакова — патриарха российской политики
Евгению Примакову исполняется 80. Он был известным журналистом-международником, директором двух аналитических институтов, руководителем разведки, главой МИДа, премьер-министром, депутатом. И везде был на своем месте.
В книге Евгения Примакова "Годы в большой политике", на последних страницах несколько его стихов. Они лирические, философские разные. Но есть там и такие строки:
Я твердо все решил: быть до конца в упряжке,
Пока не выдохнусь пока не упаду.
И если станет нестерпимо тяжко,
То и тогда с дороги не сойду.
Эти стихи написаны много лет назад. Но все, кто знают Примакова лично, говорят: за долгие годы жизни, он ни на шаг от этого кредо не отступил, какие бы посты не занимал, а их было не мало: руководитель службы внешней разведки, министр иностранных дел, премьер-министр России. На вопрос, где было труднее всего, сам Евгений Максимович отвечает: везде.
Евгений Примаков: "Где я бы не работал, и, очевидно, это какая-то черта моего характера, мне казалось, что это самое важное место. И это было сложно".
До прихода в большую политику Примаков показал себя, как талантливый переговорщик. Будучи еще корреспондентом газеты "Правда" на Ближнем Востоке, он сумел завоевать там огромный авторитет.
Он стал министром иностранных дел в 90 годы, когда на международной арене мнение России чаще всего игнорировали. И, по мнению нынешнего министра иностранных дел Сергея Лаврова, именно Примаков переломил эту ситуацию.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: "Именно ему принадлежат те принципы, которые до сих пор закреплены в концепции нашей внешней политики, это прагматизм, преемственность, многовекторность, подразумевающая готовность к партнерству со всеми на равных условиях, на условиях взаимоуважительных и взаимовыгодных".
Сильнее всего бойцовские качества Евгения Примакова проявились, когда он стал премьер-министром России. Экономика страны лежала в руинах после кризиса, росла социальная напряженность, а доверие к власти стремилось к нулю. Правительство Примакова бросает все силы на оживление экономики, социальную сферу, борьбу с коррупцией и стабилизирует ситуацию. Жесткие и неординарные решения потребовались от Примакова и на международной арене.
Евгений Примаков: "Я летел на экономические переговоры с вице-президентом Соединенных Штатов. И по моей просьбе Гор мне на борт самолета позвонил и сказал, что принято политическое решение, я понял, о бомбардировках Югославии. Ну, что мне в этот момент садиться на аэродром, пожимать руки, вести переговоры по экономическим вопросам. Конечно, нет".
Знаменитый разворот Примакова над Атлантикой вызвал шок у администрации США. Но постепенно и там поняли, это развернулся не премьерский самолет, а вся внешняя политика России.
Почти все, с кем ему приходилось вести переговоры, отмечают в Примакове уникальный сплав обаяния и умения жестко отстаивать интересы своей страны. Об этом говорят и его бывшие коллеги.
Игорь Иванов, министр иностранных дел РФ в 1998-2004 гг.: "Он своей улыбкой может растопить и самого сложного переговорщика на самых сложных переговорах. И когда он в ходе одного из капустников в одной из азиатских стран выходил на сцену в тельняшке и в бескозырке и исполнял различные сцены, я думаю, что все видели, каким он на самом деле является. Вот он таким является на самом деле - открытым, душевным, приятным человеком".
Уйдя из большой политики и возглавив Торгово-промышленную палату России, Евгений Примаков совершенно не изменился. У него все так же трудно взять интервью. Он все так же упорно обходит вопросы о личной жизни и семье, в которой по-настоящему счастлив. А к тому, что он говорит о политике и внешней и внутренней, в России по-прежнему внимательно прислушиваются. Хотя к тому, что его называют "патриархом российской политики" сам Евгений Максимович относится иронично. Коротко отшучивается: преувеличивают.

