Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
22 ноября 2009, 10:24

100 лет назад родился выдающийся авиаконструктор Михаил Миль.

В России отмечают 100-летний юбилей выдающегося конструктора Михаила Миля, многие разработки которого до сих пор остаются непревзойдёнными. Под руководством Миля создано девять базовых типов серийных вертолётов и их многочисленные модификации.

Надежда Михайловна Миль, дочь конструктора и хранитель музея, показывает съемочной группе Первого канала уникальный экспонат – приз Игоря Сикорского. Его передали Милю из Америки в 1962 году, когда его вертолет установил рекорд скорости. На дипломе надпись "За выдающиеся достижения в области вертолетного искусства".

Надежда Миль, дочь Михаила Миля: "Он дорожил этим призом, он стоял у него в кабинете. Потом он не решился хранить его у себя, и он передал на хранение этот приз в Музей революции, теперь музей истории России".

Как вспоминают соратники Миля, в общении он был мягким человеком, но когда дело касалось работы, становился жестким и непреклонным. Так произошло, когда обсуждался вопрос, каким будет вертолет Ми-8 - с одним или с двумя двигателями. Для Миля было важно, чтобы машина получилась не только надежной, но и безопасной. Выслушав все мнения, конструктор подытожил: вертолет должен быть с двумя двигателями, и объяснил почему.

Гурген Карапетян, заслуженный летчик-испытатель: "При двух двигателях, если откажет один двигатель, это вероятность сохранения машины и экипажа, и пассажиров более высокая. Поэтому, несмотря на экономические потери, с точки зрения безопасности, быть такой машине".

Машина получилась удачной, и это предопределило ее дальнейшую судьбу. Где только не применялись эти вертолеты - они перевозили людей и грузы, принимали участие в строительстве, воевали, ликвидировали последствия чернобыльской аварии.

Салават Садриев, летчик-испытатель: "Если взять примерно за сто процентов весь вертолетный парк мира, наверное, милевские машины приблизятся к половине этого парка, которые эксплуатируют гражданские организации во всем мире".

Наверное, гениальность конструктора и заключается в том, чтобы видеть сквозь время, а не создавать что-то сиюминутное. Как показала практика, изменяются материалы, а основные узлы и агрегаты, разработанные под руководством Михаила Миля, по-прежнему актуальны.

Алексей Самусенко, генеральный конструктор: "Его конструкторское предвидение такого агрегата, основного агрегата вертолета, как лопасть несущего винта, живет уже порядка шестидесяти лет. Это основная динамическая несущая поверхность, которая, собственно, обеспечивает тягу этому летательному аппарату".

Последняя машина, над которой работал Михаил Миль, это вертолет-гигант В-12, именно В, поскольку он не пошел в серию. Но сам конструктор говорил жене: вероятно, больше уже не придется создать ничего принципиально нового, но верь, это лучшая машина, которую мне удалось создать. Рекорд, установленный этим вертолетом, не побит до сих пор. Он поднял 40 тонн на высоту больше двух километров.

Читайте также: