В Мюнхене проходит первое судебное заседание по делу Ивана Демьянюка
Ивана Демьянюка подозревают в военных преступлениях в годы Второй мировой. Обвинение полагает, что Демьянюк служил надзирателем в лагере смерти и причастен к гибели 28 тысяч человек. Сейчас подсудимому 89 лет.
В главный зал Мюнхенского суда высшей инстанции Ивана Демьянюка ввезли на инвалидной коляске. Он был одет в кожаную куртку, на голове бейсболка, а санитар прикрывал его голубой больничной простынёй. Накануне врачи посчитали, что Демьянюк в состоянии присутствовать на суде, но ограничили время каждого заседания полутора часами. Первым начал говорить адвокат.
Защитник Ульрих Буш, в частности, говорил о двух бывших надзирателях лагерей смерти Треблинка и Собибор - Михаэле Кунце и Андрее Нагорном. Эти люди убивали и пытали еврейских узников, при этом ни разу не были осуждены. Оба жили в Германии и не раз давали показания следователям. Адвокат спросил у судьи Ральфа Альта: "Если эти люди на свободе, то почему Фемида преследует Демьянюка, ведь его личная вина в убийствах узников пока не доказана".
Гюнтер Мауль, адвокат Ивана Демьянюка: "Обвинение полагает, что Демьянюка можно считать виновным в совершении убийств, только потому, что он был простым охранником. Но это - нечто абсолютно новое, ничего подобного в немецком законодательстве раньше не было. Так что прежде надо будет уяснить некоторые правовые моменты. Лично я не считаю его виновным".
На процессе в качестве свидетелей выступают бывшие узники Собибора. В основном это голландские евреи. Дело в том, что в лагере никто из них лично не сталкивался с украинским охранником. Томас Блатт, переживший Холокост, считает, что для справедливого суда это не помеха.
Томас Блатт, бывший узник концлагеря Собибор, свидетель обвинения: "Я здесь, чтобы лично рассказать, как это было тогда, много лет назад. Я не знаком лично с Демьянюком, я считаю, что его надо осудить, если он виновен, но отнюдь не стремлюсь к мести".
В первые часы заседания обвинители вели себя скромно, изредка отвечая на колкие замечания защиты. Один из прокуроров признался, что не успел изучить все документы, касающиеся славянских надзирателей в нацистских концлагерях. Обвинение считает, что в этом нет необходимости.
Барбара Штокингер, представитель обвинения: "Мы исходим из того, что в этом деле нами собрано достаточно улик. Есть и служебное удостоверение, есть свидетельские показания и другие материалы, обосновывающие обвинение".
Сейчас суд по просьбе адвокатов суд снова решает, может ли Демьянюк присутствовать на процессе. Если будет дан положительный ответ, прокурор начнёт читать обвинительный акт.

