Участники 53 Биеннале современного искусства в Венеции вновь удивляют посетителей
На выставке представлены новые, еще более необычные, проекты. Некоторые из них вызывают у зрителей неоднозначную реакцию.
Репортаж Антона Войцеховского
Надпись на плакате во всю длину дома: "Я не буду больше делать скучное искусство". Фраза принадлежит художнику Джону Бальдесарри. В этом году на Биеннале - ему вручат "Золотого льва" за вклад в мировое искусство. Бальдесарри называют классиком 60-70-х годов. Но эта фраза актуальна и сегодня. Так что, перефразируя другого классика, можно сказать, что в Венеции признают все виды искусства. Кроме скучных.
Пластмассовую куклу перед павильоном, изображающую непонятно что, рассматривают и фотографируют чаще, чем сам павильон. А внутрь многие и не заходят. На Биеннале демократия: интересно то, что действительно интересно. Никто никого ни к чему не принуждает.
Или все-таки тоталитаризм? Длинная очередь к павильону США, которая обещает что-то вкусное внутри. Но внутри какие-то отрубленные головы из воска. И руки. И больше ничего.
А в Дании вообще разруха. Павильон обыгрывает аллюзии на тему дома: дом, небольшая библиотека наверху, а лестница к ней разрушена. Обеденный стол с дорогим сервизом, и опять идеальная до художественности трещина посередине. Расплавленное кресло, и надпись на окне при входе из павильона: "Я никогда тебя больше не увижу".
Павильон Австралии. Машина "Форд Фелкон" из "Безумного Макса" снаружи и та же машина из "Безумного Макса" на видеоинсталляции внутри. Художник в костюме Безумного Макса несет на руках самое узнаваемое животное Австралии - кенгуру. Все знакомо и узнаваемо. Даже тем, кто в Австралии ни разу не был. На Биеннале все понятно.
Или совсем ничего не понятно. Павильон Уругвая. Называется "Урбанистический лес". Темный зал и мужчина в черном костюме насвистывает птичьи трели. Если закрыть глаза – действительно, как будто отказался в лесу.
А в павильоне Франции как будто оказался за решеткой. Может быть, это намек на несвободу, которая всегда видна, и свободу, которая неясна и пугающая, как черные флаги в темных комнатах рядом с решетками. На Биеннале все необычно. И над всем можно рассуждать и фантазировать.
В павильоне Сербии, если надеть наушники, в них заиграет музыка. И под нее надо смотреть фильм, из которого следует, что половички были сделаны из человеческих волос. На Венецианском биеннале - никогда не знаешь, что ждет тебя в следующем павильоне.
Интересное шоу. Непонятное действо. Или запрет администрации. Или все вместе. Но на то это и современное искусство. И главное, ради чего работают все эти международные павильоны и художники, это простая человеческая реакция, выраженная, может быть, очень по-детски простой фразой: "Хм! Очень прикольно!"

