Поймать момент и сохранить его навеки — цель настоящего фототуриста
Какой предмет нужно обязательно взять с собой в путешествие? Думаю, многие из нас не задумываясь, ответят - фотоаппарат! Более того, в последнее время все больше туристов в нашей стране отправляются в поездку исключительно для того, чтобы запечатлеть все увиденное с помощью своей камеры. По их мнению, щелк и готово - это принцип дилетанта. Поймать момент и сохранить его навеки - вот цель настоящего фототуриста.
С виду обычные туристы, с рюкзаками за плечами, эти люди действительно отправились в путь за впечатлениями. Но с одной оговоркой. Не только увидеть глазами старинный монастырь, но и сфотографировать. Все они сторонники модного направления в отдыхе - фототуризм. Снять достопримечательность, как этого никто и никогда не делал - для них важнее всего остального. Поэтому фототехника солидная, а наставник - опытный фотограф, который поможет овладеть сложным искусством туристического фоторепортажа.
Наставник: "Ветер - самый главный враг пейзажного фотографа. Ты закрываешь диафрагму, у тебя естественно увеличивается выдержка. Длинная выдержка - начинают кусты колыхаться и будут нерезкими".
Среди слушателей таких курсов и те, кто ещё не разобрался в нюансах фотографии, и те, для кого это стало профессией. Первые хотят научиться элементарному, вторые - приблизиться к совершенству. А сплав путешествия с уроками фотоискусства призван помочь и в том и в другом.
Вадим Елистратов, фотограф: "Мне интересно показать окружающий мир, передать эмоции людей, если я снимаю портреты. Какой-то миг захватить. А это достаточно сложно".
Александра Романова, фотограф: "Есть люди, которые ложатся на пляж пузиком и лежат. Да? Есть люди, которые бегают по горам. А есть люди, которые бегают по горам с фотоаппаратом и лежат на пляже с фотоаппаратом".
Крутить педали велосипеда, не расставаясь с камерой - это фототуризм для выносливых. Вместо экзотической заграницы - старинные подмосковные усадьбы и церкви, вместо автомобильных дорог - километры лесных тропинок. И сложно сказать, что для таких туристов на первом месте - велосипед, фотоаппарат или радость от прогулки за городом. Проделав долгий путь к объекту съёмки, они быстро щёлкают затворами самых обычных "мыльниц" и устремляются к придорожному кусту вишни, чтобы заснять ягоды и тут же их съесть. Потом опять долгая дорога, мужественное преодоление брода под удивлёнными взглядами отдыхающих у реки людей. И снова лаконичная фотосессия, где в качестве модели выступает очередной архитектурный шедевр. Здесь никто не произносит слов "выдержка" и "диафрагма". А понятие "качественная фотография" теряет всякий смысл. Снимок не может быть плохим, ведь он - часть путешествия.
Константин Добриков: "Я мнение особенно профессионалов не очень люблю. Потому что многие профессионалы меж собой дерутся, потому что одному нравится то-то, одному то-то и у них нет единого мнения, что правильно, что неправильно. Поэтому дело вкуса. Нравится - значит хорошо. Не нравится - ну, я для себя фотографирую".
Фотопутешествия, которыми увлекается житель Минска Андрей, многим даже не снились. Дорога от неба до земли занимает обычно всего несколько минут, за это время фотограф преодолевает 3 километра и делает от силы 4 снимка. Но больше за время затяжного прыжка с парашютом снять сложно. Чтобы фотографировать в полёте, Андрей смастерил себе специальный шлем, на который сверху крепиться старая плёночная камера - по словам фотографа-парашютиста она работает быстрее цифровой. Затвор спускать приходиться вручную, в прыжке нащупывая нужную кнопку.
В свободном падении это очень важно - именно вовремя сделать снимок. Потому что секунда там - это большое время.
Уже во время первых прыжков Андрей очарован видами, которые открываются с высоты и захотел во что бы то ни стало поделиться ими ещё с кем-нибудь. Сейчас на его счету уже 2,5 тысячи прыжков, а дома - огромная коллекция уникальных фотографий. Часть из них посвящена друзьям парашютистам, где-то ему самому повезло оказаться в кадре. Но жемчужина собрания - это ландшафтные снимки, сделанные в стремительном путешествии к земле. Чтобы такое запечатлеть, нужно научиться смотреть вниз.
Андрей Замировский, парашютист: "Если это не увидеть - красоту, то, наверное, очень сложно это снять. Потому что сначала это нужно увидеть. Потом уже ухватить, зацепить этот момент".
Находясь в движении, задержать момент. В этом парадокс и вся прелесть фотопутешествия, говорит Андрей. И ради этого стоит снова и снова забираться под самые облака.

