В Киеве радикалы безнаказанно спалили новостную студию телеканала «Интер»
В Киеве было совершено нападение на главный офис телеканала «Интер». Здание подожгли. Полностью сожжен новостной комплекс. Людей загнали на крышу. Есть мнение, что нападавшие хотели повторить одесский сценарий поджога Дома профсоюзов. Слава богу, не удалось. Все живы.
Для понимания. Говорят, «Интер» — пророссийский телеканал. Общественность Украины негодует. Но сегодня на Украине невозможно иметь пророссийскую точку зрения. Коллеги с "Интера" пытаются оставаться хотя бы немного объективными, давать разные точки зрения. Причем своих же украинских деятелей. Какие там пророссийские! Быть сегодня на Украине пророссийским, значит подписать себе смертный приговор.
Журналист Олесь Бузина был убит в прошлом году. Он даже не был пророссийским. Он радел о благе в первую очередь украинского народа. Но он полагал, что Украине вместе с Россией будет лучше. И был убит за такое свое мнение. Подозреваемые в убийстве на свободе. Их, было, арестовали, но тут же освободили. Под одобрительные вопли толпы их вынесли на руках. Эти кадры мы помним.
Почти все украинские средства массовой информации, которые позволяли себе иметь точку зрения, отличную от официального мракобесия, разогнаны и раздавлены. Положение дел со свободой слова сегодня на Украине сравнимо с худшими образцами мировой истории. К сожалению, западные патроны нынешней киевской власти на это не обращают внимание. Их такое положение дел устраивает.
Вместо стекол — трехметровые листы металла. «Интер» готовится к обороне. Пять дней ультиматума радикалов истекают сегодня. На стенах еще свежи следы их недавнего нападения. Всю неделю в эфир журналисты выходят из сгоревшей студии. Вещание решили не прекращать ни на минуту. Замолчать — значит смириться с тем, что за каждое неугодное мнение могут просто сжечь.
Десятки испуганных людей на крыше. Крики о помощи. Дым и пламя, вырывающиеся из окон. Это не дежавю. История, действительно, чуть не повторилась дважды. Как в мае 2014-го в Одессе.
Надышались гарью, получили травмы, когда в темноте убегали от огня, но остались живы. И все это время не выключали камеры, эти кадры теперь — их единственная надежда на справедливость. Снимали ведь и неторопливо бредущих по улице полицейских, и самих поджигателей, и то, как они с места преступления просто ушли.
Камеры слежения сняли, как люди в касках, строительных костюмах и с респираторами на лицах в охранников распылили в упор огнетушители и начали поджигать все вокруг. Корреспондентская, монтажные кабинеты, студия – сжечь дотла пытались то, без чего выходить в эфир канал не смог бы.
У входа в здание десятки радикалов держали двери, а здесь хорошо видно, как они же спинами прикрывали отход поджигателей. При этом сами не сдвинулись с места и даже не пытались прятать лиц, словно напрашивались на задержание. Один из радикалов демонстративно разгуливал в шароварах и с трубкой.
«Показывал полное владение ситуацией, что ему ничему не будет. Стояли бойцы в камуфляже держали двери, не давали выйти работникам. Полиция с ними мирно разговаривала, пыталась с ними договориться, но никакой силы», — рассказывает очевидец Никита Ксандр.
Лишь когда толпа свидетелей этого кошмара готова была сама растерзать радикалов, полиция решилась вмешаться. Нескольких задержанных отвезли в отделение, но уже к вечеру отпустили. И до сих пор ни обвинений, ни арестов. В деле все нападавшие на «Интер» — лишь свидетели. Собственной безнаказанностью они всю неделю хвастались в соцсетях.
«То, что вчера всех задержанных отпустили, это доказательство того, что полиция солидарна с нами, и бояться, что вас задержат сегодня, не стоит. Можете делать что угодно», — написал в «Фейсбуке» Юрий Горовец.
«Полиция ничего не смогла бы, она могла пополнить только список жертв наряду с журналистами, их бы сожгли там, и на этом все закончилось. Это герои «Полицейской академии», американской кинокомедии, которые по большому счету бомжа не могут арестовать, не то что разобраться с имеющими боевой опыт и тренированными хорошо подготовленными боевиками, которых, по большому счету, много лет готовили для того, чтобы они не только совершили переворот государственный в 2014 году, но и служили опорой этого режима после того», — сказал политолог Владимир Скачко.
Сотни очевидцев, видео и фактически публичные признания – все, как будто бы, и так ясно, но украинская полиция демонстрирует, то ли полное бессилие, то, действительно, солидарность с радикалами. Иначе как объяснить забытые вещдоки, которые из эфира в эфир журналисты просят, наконец, забрать и приобщить к делу, а главное — где была полиция, если радикалы об акции предупреждали заранее.
«Как при дежурстве полицейских смогли в здание прорваться 20 человек? Но тут самое интересное другое: полицейские ушли от здания за 15 минут до нападения», — говорит шеф-редактор программы «Подробности недели» телеканала «Интер» Лариса Задорожная.
Факты, которые если и случайность, то очень подозрительная, зафиксировали и камеры очевидцев. Вот какие-то указания полицейским на месте раздает бывший скандальный борец с наркопреступностью Илья Кива. Это он когда-то призывал расстреливать автобусы с мирными жителями, которые едут в Донецк. Почти все нападавшие на «Интер» — либо бывшие полицейские, либо бывшие боевики добровольческих батальонов.
«Это бойцы, которые подчинены Авакову, министру МВД. А какой же будет министр МВД своих сотрудников сажать? Они обвинения им выдвинули по очень таким незначительным статьям, чтобы их можно было отпустить», — сказала член координационного совета Союза политических эмигрантов и политических заключенных Украины Галина Запорожцева.
За неделю до нападения министр МВД в соцсети требует проверить «Интер» на патриотичность, но в СБУ не увидели для этого причин, зато откликнулись радикалы. Позже под публикациями о поджоге Арсен Аваков ставил отметки «Нравится», а в прямом эфире пояснял — мол, сами виноваты.
«Я думаю, если вы сидите в центре Киева и выступаете с антиукраинскими лозунгами — это не свобода слова, это диверсия против страны, и такие люди заслуживают наказания», — заявил министр МВД Украины.
Антиукраинские лозунги Аваков увидел, видимо, в сюжетах о неэффективности его же ведомства и о щедрых подарках самого министра, который любит дарить депутатам пулеметы и штурмовые винтовки. «Интер» требует независимого международного расследования, но разбирательство, похоже, грозит самому каналу. Национальный совет по телевидению Украины на этой неделе припомнил, как недавно из речи украинского певца в эфире «Интера» вырезали «Слава, Украине!».
«Вы должны признать, что причиной всего этого стала именно ваша программная концепция. Если не опомнитесь, завтра вас застрелят, и никто ничего не сделает», — сказал глава Нацсовета по телевидению Украины Юрий Артеменко.
Как ничего не сделали, когда и на следующий день после поджога те же радикалы появились уже у главного офиса телеканала и почти двое суток внутрь никого не пускали. В заблокированном здании все это время оставались люди, которые просто отказывались уходить. Ведь кто-то должен был продолжать эфир.
Свою акцию радикалы объявили бессрочной, но во вторник внезапно свернули палатки и ушли. На прощание, выставив ультиматум - в первую очередь, отказаться от российских сериалов, которые, к слову, показывают и другие украинские каналы. Но к ним претензий нет.
На самом деле понятно, что под прикрытием патриотизма на журналистов «Интера» просто оказывают политическое давление. Что на Украине вообще обычное дело. Это подтвердил в недавнем интервью и Жан Беленюк, завоевавший для страны в Рио серебряную медаль.
«Сейчас вообще все на голом патриотизме. Если ты против власти — значит, ты не патриот. Выразил другую точку зрения — не патриот. Ненавидишь каждого россиянина - о, патриот. На самом деле - полный идиотизм. Я по-другому даже назвать это не могу. Вышиванка и "Слава Украине" — вот наш патриотизм. Надел вышиваночку, крикнул "Слава Украине" и иди что хочешь, то и делай: убивай, воруй, насилуй, теперь все можно. Главное, чтобы это было в вышиваночке и под правильным лозунгом. А если ты делаешь нормальное дело и говоришь людям трезвые мысли, ты враг народа», — сказал Жан Беленюк.
А враг народа у украинских радикалов, как выясняется, каждый раз новый. Брошенные прямо у здания «Интера» плакаты оказалось многоразовыми. Боевикам то не нравятся журналисты, то правительство, то пенсии. В Винницкой области на этой неделе досталось главе райсовета: его выбросили в мусорный бак. В Киеве несколько дней бились за пустырь, мешая строительству жилого дома. Ломали заборы, устраивали драки и традиционную блокаду. Около десяти крупных предприятий Украины объявили забастовку: строить ничего не будут, пока радикалы не оставят их в покое.
«Рейдерство с участием людей в балаклавах, военных формах с различными шевронами, которые называют себя ветеранами или не ветеранами АТО, уже стало обыденной практикой в Украине. Что будет с ними дальше, это сейчас пока никого не волнует. Задача номер один — захватить ресурсы. Вот эта сила рано или поздно обернется и против самой власти», — говорит политолог Юрий Молчанов.
Как обернулась, когда в июле пытались арестовать за грабежи бывших руководителей батальона «Айдар». Боевики грозили третьим Майдано - и всех задержанных отпустили. А бывших торнадовцев судить за жестокие пытки и изнасилования пытаются почти год, заседания постоянно переносят. Даже сидя за решеткой, радикалы запугивают свидетелей, оскорбляют потерпевших и регулярно обливают прокуроров мочой.
Несмотря на угрозы, спустя пять дней радикалы к зданию «Интера» так и не вернулись. Но доделать начатое за них теперь смогут чиновники. Верховная Рада в первом чтении приняла закон, по которому теперь штрафовать телеканалы смогут и без предупреждения. Впрочем, Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания Украины и этого мало, просят разрешить лишать каналы лицензий за разжигание вражды. Под размытую формулировку, если постараться, можно подогнать все, что угодно.

