Ушел из жизни легендарный и самый титулованный боксер Мохаммед Али
Сегодня все мировые информационные агентства сообщили печальную новость – не стало легендарного боксера, кумира нескольких поколений Мохаммеда Али. Его жизнь как приключенческий роман, великие соперники на ринге, которых он побеждал, убеждения, которые не удалось сломать политической системе и спортивные достижения, которые никто до сих пор так и не смог превзойти. Этот человек знал: он великий с самой юности, но никогда не кичился этим.
Человек, страдающий болезнью Паркинсона в инвалидном кресле. Последние кадры живой легенды мирового бокса. В клинику 74-летний Мохаммед Али, он же Кассиус Клей, попал с проблемами дыхания.
30 с лишним лет он боролся с болезнью. Оставаясь в здравом уме, но практически утративший способность контролировать свое тело. При этом никто до сих пор так и не смог повторить его трюки на ринге. Он остался самым быстрым в мире боксером-тяжеловесом. Это его афоризм, ставший потом девизом: «Порхай, как бабочка; жаль, как пчела!»
«Он попросту обладал навыками, которые превзошли ожидания всех: самый быстрый, самый лучший, самый позитивный. Мы никогда не увидим подобных ему, возможно, величайшего спортсмена в мире на все времена», - говорит актер Сильвестр Сталлоне.
Сценарий фильма «Рокки» Сильвестр Сталлоне напишет, посмотрев один из его боев. Пританцовывая, Али уходил от ударов соперника. Специалисты насчитали тогда 23 удара за 10 секунд. И все мимо. А через несколько лет, сраженный болезнью, он зажигает Олимпийский огонь в Атланте. С трудом. Один и тот же человек, проживший, казалось, несколько жизней. Чемпион Олимпиады и обладатель именной звезды на аллее в Голливуде, единственный, кто потребовал вмонтировать ее в стену, а не в мостовую.
Бунтарь, которого в 60-е годы ненавидела белая Америка. Он выбросил свою выигранную олимпийскую медаль в реку, когда его не пустили в кафе: «только для белых». После он сменит имя, заявив, что Кассиус Клей - это имя раба, примет ислам и станет тем самым Мохаммедом Али. Через годы ему олимпийскую медаль вернут. Сделают новую в знак величайшего уважения. Все те же американцы, которые проклинали его за то, что он черный, осмелился выступить против войны во Вьетнаме.
«Мне и еще многим-многим другим было приказано лететь за тысячи километров от дома, чтобы бомбить города и стрелять в людей, которые не сделали американцам ничего плохого. Я твердо сказал: «Я не поеду», - заявил в 1967 году Мохаммед Али.
Это еще один его афоризм: «Я встряхнул этот мир». За отказ идти на войну во Вьетнаме 25-летний чемпион будет осужден на пять лет, ему запретят заниматься боксом. И лишь в 1970 году Верховный суд США приговор отменит. И вскоре он выйдет на ринг.
«Вот что я тебе скажу. Когда я встречусь с Джо Фрейзером, это будет бой настоящего профессионала с любителем. Это будет встреча самого быстрого чемпиона в супертяжелом весе из всех, кто когда-либо жил, и пацаненка с Олимпийских игр. Соревнования не будет», - сказал накануне боя Мохаммед Али.
Он безоговорочно выиграет тот бой у Джо Фрейзера, как и десятки других. В профессиональном боксе он провел 61 бой, 37 выиграл нокаутом. Проиграл всего пять раз.
Его эксцентричность порой поражала. Он бился со знаменитым японским борцом Иноки. Но вопрос так и остался без ответа: кто сильнее, боксер или каратист? Он вызывал на бой обладателя Кубка Стенли, хоккейного тафгая Дейва Семенко, того, что в НХЛ был телохранителем на льду у Уэйна Гретцки, Марка Мессье. А еще он читал стихи и играл на фортепиано, что тогда казалось странным для боксера-профессионала. Но именно поэтому многие, в том числе и прославленный боксер Майк Тайсон, подражали ему.
«Мне казалось, что он успевал поговорить со всеми, - говорит еще один знаменитый боксер Майк Тайсон. - Помню, как он приехал в исправительное заведение, там было несколько тысяч человек, и он нашел время, чтобы поговорить со всеми, с каждым. Это было здорово видеть человека такого роста, просто встретиться с ним, и он заставлял вас чувствовать себя особенным. Больше я никогда не встречал такого человека, как он!»
Али уговаривает самоубийцу в Лос-Анджелесе не прыгать из окна, а Нельсон Мандела признается ему, что следил за всеми его боями по радиотрансляциям, сидя в тюрьме; встреча с Брежневым. В СССР его называли не иначе, как «борец за мир». А еще он был Послом доброй воли ЮНИСЕФ, был признан величайшим спортсменом века, и на вопрос, заданный много лет назад, что он будет делать, уйдя из бокса, ответил: «Ждать встречи со всевышним».
Майк Тайсон напишет сегодня в Твиттере: «Бог пришел за своим чемпионом. Прощай, о великий!»

