Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
28 февраля 2017, 19:57

В Иркутской области расследуют дело о доведении до самоубийства двух школьниц

Уголовное дело о доведении до самоубийства завели в Иркутской области после гибели двух школьниц. Девятиклассницы покончили с собой, прыгнув из окна многоэтажки. Первые результаты расследования указывают на то, что обе девочки состояли в так называемой «группе смерти».

Закрытые сообщества в соцсетях, где подростков склоняют к суициду, несмотря на запреты, продолжают действовать. Как уберечь детей от их влияния? Выход пытаются найти психологи, законодатели и правоохранители. Только в этом месяце удалось предотвратить пять самоубийств школьников в разных городах.

Это последняя фотография, которую 15-летняя Юля выложит на своей страничке в социальной сети. «4:35 утра. Я побила все рекорды. Все». Истинный смысл этих слов станет понятен позже, когда старшеклассница вместе со своей подружкой покончит с собой, прыгнув с 12-го этажа.

Юля и Ника стали жертвами так называемой «группы смерти» — это закрытые сообщества, говорить название которых мы не будем по понятным причинам. В них подростков в буквальном смысле доводят до самоубийства, а их создателей называют «китами», потому что тематика этих пабликов часто построена вокруг китов, которые по неизвестной причине выбрасываются на берег и погибают. На Юлиной страничке в социальной сети «ВКонтакте» видно, что девочка явно состояла в одном из них.

«То, что она выкладывала картинки, никто внимания не обратил, потому что никто про эту игру не знал. Только сейчас. И у нас завелся разговор про выпускной, так как мы выпускники 9 класса, мы спросили ее: «Юля, пойдешь на выпускной?». Она сказала, что на выпускном и на экзаменах меня с вами не будет», — рассказывает одноклассница Сабина Алиева.

Одноклассники вспоминают, что девочки периодически прогуливали школу, могли уйти вдвоем прямо во время урока, все время говорили о каких-то заданиях. Эти задания, предположительно, давал им админ той самой группы. К примеру, одно из них было — отравиться таблетками.

Это четко выверенная тактика. С детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к самой последней стадии — суициду. При этом все, что происходит, подросток всячески скрывает.

Дедушка погибшей Юлии — ее родители лишены родительский прав — рассказывает, что внучка вела себя нормально, буквально накануне даже обсуждали планы на будущее — Юля хотела стать программистом.

«Она ни в чем не нуждалась. Девочка умная, высокая, красивая, спокойная. Гулять попросится — отпустим. В 10 часов дома, "комендантский час" не нарушала. Они сейчас все, если их не отогнать, из интернета не вылазят. У нее был хороший смартфон», — рассказывает дедушка.

Можно лишь гадать, что же такого виртуальные убийцы делают с сознанием десятков подростков, что они готовы беспрекословно выполнять любые их приказы. Два года назад точно так же покончила с собой семиклассница Ангелина Давыдова, после чего ее мама сама вошла в одну из «групп смерти», пройдя все этапы вплоть до самого последнего.

«Там детей ловят по интересам. Девочек на одном можно поймать — на том, что нужно худеть, соблюдать диету, мальчиков — на одежде, на сигаретах», — говорит Елена Давыдова, мать погибшей Ангелины.

Так как же вовремя распознать, что ребенок попал под влияние виртуальных убийц? По мнению Елены, есть только один способ — взрослые должны больше разговаривать с подростками, интересоваться их жизнью и сферой общения. Психологи же советуют устанавливать средства родительского контроля.

«Если ребенок пользуется планшетом или смартфоном, это можно включить на уровне оператора связи. Есть детские тарифы и детские пакеты, которые осуществляют фильтрацию интернет-содержимого. Тот же самый "детский интернет", который защитит ребенка и позволит родителю отслеживать местоположения ребенка, и понимать, на какие интернет-ресурсы заходили дети», — рассказывает глава Лиги безопасного интернета Денис Давыдов.

Но что делать, когда в телефоне ребенка нашлись такие группы и переписки? Это и есть самая большая проблема, по словам психологов. В Рязанском центре защиты детей от интернет-угроз — такие сейчас есть практически в каждом регионе — уже не первый год пытаются выработать именно практику реагирования на такие инциденты.

«Ежедневно бывает от пяти обращений до десятка, до сотен. В декабре девочка грозилась покончить жизнь самоубийством, она из Питера, активисты смогли выйти с ней на контакт, выяснить настоящие мотивы. Все это передавали в органы внутренних дел Санкт-Петербурга. Все равно ее смогли спасти. Основная проблема в чем? По линии соцсетей нет четких механизмов межведомственного взаимодействия», — отмечает генеральный директор Рязанского центра защиты детей от интернет-угроз Владимир Рогов.

Что же касается самих социальных сетей, ежедневно на сайте «ВКонтакте» блокирует десятки «групп смерти». Какие-то — по требованию Роскомнадзора, какие-то мониторят сами. И, тем не менее, отследить подстрекателей оказывается не так просто.

В ноябре прошлого года был арестован обвиняемый в доведении до самоубийства 15 подростков Филипп Будейкин, известный в Сети как Филипп Лис. В начале этого месяца судебно-психиатрическая экспертиза признала бывшего администратора «групп смерти» вменяемым. По соответствующей статье Уголовного кодекса Будейкин может получить до пяти лет лишения свободы, но достаточно ли это жесткая мера наказания?

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей