Искусствовед, президент ГМИИ им.Пушкина Ирина Антонова принимает поздравления с 95-летием
Она открывала для советского зрителя западное искусство, благодаря ей страна познакомилась с авангардистами и выстраивалась в очередь, чтобы увидеть «Джоконду». Сегодня юбилей у президента Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Ирине Антоновой - 95 лет! Хотя глядя на нее, в это сложно поверить. Элегантная, энергичная, бесконечно преданная своему делу, Ирина Александровна более полувека руководила Пушкинским. Но и покинув пост директора, продолжает жить его заботами.
Еще накануне, подписывая книги, Ирина Антонова удивилась, когда ее спросили: «Что вы чувствуете, приходя в музей, которым руководили 52 года?»
«Прихожу каждый день! Я работаю здесь с утра до вечера... Те же самые чувства!» - ответила она.
Тот же кабинет и тяжелые двери, только на табличке с 2013 года — не директор, а президент музея. И эти четыре года показали: ни Антонова не может без Пушкинского, ни он без нее. Излишнее внимание не любит. Говорит: вы не на меня смотрите, а по сторонам!
Выставка «Голоса воображаемого музея Андрэ Мальро» - ее последнее детище в Пушкинском. Французский культуролог однажды зажег Антонову идеей, что все произведения искусства эмоционально связаны между собой. И показать это надо так, чтобы понял даже ребенок.
«Маленькая восьмилетняя девочка говорит: а я вижу общее между вот этой кошкой и портретом Льва Николаевича Толстого! Она говорит - они какие-то оба очень вдумчивые! Ребенок это угадал, вы понимаете?» - говорит Ирина Антонова.
Это ее идеи привели к тому, что люди дежурили не только у магазинов, но и впервые возле музея. Легендарную очередь на «Джоконду» занимали за много часов, чтобы хоть на мгновение встретиться глазами со знаменитой итальянкой, а однажды уже около очереди на выставку сокровищ Египта к ней подошла взволнованная женщина.
«Скажите, это здесь показывают волосатую женщину? И я понимаю, что она говорит о мумии! Беру ее за руку, провожу за собой и делаю ей маленькую экскурсию... Она, вытаращив глаза, смотрит на маску Тутанхамона... Как у вас интересно! А это кто? Показывает на Давида в итальянском дворике...» - вспоминает Ирина Антонова.
Она знакомила страну с западным миром через искусство - открывала для зрителей авангардистов. После смелой выставки Александра Тышлера — художника не любила власть - Антоновой досталось лично от министра культуры Екатерины Фурцевой.
«Екатерина Алексеевна встретила меня в колонном зале, приперла меня буквально двумя руками к стене и сказала: «Что я слышу? Что у вас происходит в музее? Он не член союза художников, его не показывают нигде!» На мое счастье, в это время подошел Иогансон, он был президентом Академии художеств. Сказал: «Катя! Он хороший художник!» И она сказала дивную фразу: «Да? А мне говорили...» - вспоминает Ирина Антонова.
Ей попало за то, что в музее играли музыку Стравинского, Шнитке и Рахманинова. Но она всегда пользовалась тем, что ей разрешают больше, чем ее другу Юрию Любимову.
«В отличие от Любимова, который был просто русский театр, мы попали в этот двойной стандарт: Что-то было можно — лицом в одну сторону, а что-то было нельзя», - рассказывает Ирина Антонова.
Пушкинский хоть и был витриной страны для Запада, но своих - Кандинского, Малевича и Шагала - было не выставить. И зрители их увидели лишь в 1981 году на выставке «Париж-Москва».
«Целая стенка Филонова! Две огромные композиции Кандинского! Ой! «Черный квадрат» Малевича висел в углу!» - вспоминает президент ГМИИ им.Пушкина.
Она вызволила арестованные в Швейцарии в 2005 году полотна Ренуара, Дега, Ван Гога и Гогена, а когда готовила выставку Караваджо, дошла до самого кардинала, чтобы заполучить одну картину, которую никогда не выносили из небольшой римской церквушки.
«Приезжали итальянцы, говорят: «Мы в первый раз ее видим вот так — визави, а не сбоку, так вот, не заглядывая в капеллу!» - рассказывает Ирина Антонова.
Каждый ее день по-прежнему расписан. Научные конференции, лекции и поездки по всему миру — готовится новая выставка.
А ведь когда-то выбирала между балериной и циркачкой, с детства мечтая о профессии, где зрителей не обманешь.
"Спасибо, что вы у нас есть! Я слушаю ваши лекции с такой благодарностью! Долгих, долгих лет вам жизни", - говорит посетительница музея.
"Спасибо вам за добрые слова, буду стараться!" - отвечает Ирина Антонова.