Одаренный ребенок. Как разглядеть талант, развить его и не перегрузить?
В образовательном центре «Сириус» в Сочи на этой неделе чествовали юных изобретателей. Пять дней продолжалась техническая олимпиада. Центр «Сириус» был создан в 2014 году по инициативе Владимира Путина. Каждый месяц туда приезжает 600 детей из разных регионов России. Там с ними занимаются лучшие педагоги. Учат детей и деятели искусства, и спортивные тренеры.
Талантливые дети есть везде, по всей стране. И в райцентрах, и в деревнях. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Холмогоры, это недалеко от Архангельска, где проходил арктический форум. Ломоносов - гений. Он все равно бы пробился, независимо ни от чего. Но гениев единицы. А если просто очень способный, талантливый ребенок. Он сегодня из Холмогор попадет в науку, в культуру, в инженерное дело?
Нужно создавать центры работы с одаренными детьми по всей стране. Наверное, во всех регионах сразу не получится, и дело даже не в финансах, боюсь, не хватит педагогов для такой сложной работы, педагогов тоже надо готовить. Но начать хотя бы с федеральных округов, с крупных городов.
Такой план обсуждался еще в 2010 году. И даже были приняты соответствующие решения. Но тогда Министерство образования другие задачи считало важными. Сейчас в Министерстве образования новое руководство. Может быть, вернуться к этой теме, оттолкнуться от успеха образовательного центра «Сириус», используя этот опыт, двинуться в регионы, вглубь России, где энергичные новые губернаторы создадут такие центры у себя в регионах?
Интерес к одаренным детям в стране проснулся после телевизионного шоу «Лучше всех». Зрители не только удивлялись маленьким гениям, но и пытались в своих детях рассмотреть таланты. Еще в прошлом трехлетний Миша Осипов году вдохновил многих на занятия шахматами.
«Да, к нам звонило как минимум человек 10. Только на этой неделе все хотят записаться в школу научиться играть в шахматы. Можете посмотреть на самом деле, что у нас дети занимаются с двух половиной лет», - рассказывает тренер «Русской шахматной школы» Анастасия Ирушканова.
Новая звезда — это Савва Тихненко. Трехлетний малыш уже возводит числа в квадрат. Родители Саввы тоже удивлены. Они далеки от математики и сами не понимают, откуда у сына такие способности.
«Я по языкам специалист. Жена - композитор. То есть мы больше такого гуманитарного склада. И вначале хотелось видеть больше своего», - рассказывает папа Саввы Тихненко Григорий Тихненко.
Папа учил Савву иностранным языкам, мама играла по вечерам домашние концерты и думала, что сейчас он запоет. Но Савва проявил интерес совсем к другому предмету.
«Когда раскачивался на качелях, мы с ним считали. И ему это очень понравилось», - вспоминает Анна Стрельникова, мама Саввы Тихненко.
«Это произошло спонтанно, мы переглянулись. То есть мы с ним вместе не учили эти квадраты, он просто на них смотрел и запомнил», - рассказывает Григорий Тихненко.
Кира Золотовская такой же вундеркиндом, как Савва. Она профессионально занимается музыкой с четырех лет, то есть ровно половину своей жизни. Занимается с Кирой не кто-нибудь, а профессор местной консерватории.
«Кирочка начала заниматься рано музыкой. Но когда ей сказали, что она способная, мама приняла очень серьезное решение, наверное, ну, не каждый родитель на это решится. Они продали квартиру в другом городе, переехали сюда», - рассказывает преподаватель музыкальной школы для детей и подростков при Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Елена Левина.
Одаренность, амбиции и железная воля мамы, которая верит в успех своей дочери, - кажется, есть все для того, чтобы со временем оказаться на большой сцене, или как минимум в коридорах Гнесинской академии. Но проректор прославленного музыкального вуза считает, что рецепт успеха не таков, как кажется.
«Одаренные дети - это не есть одаренные взрослые в будущем. У нас есть такая как бы иллюзия, что стоит человеку проявиться в 8 лет, он уже маленький Моцарт. Он может очень высоко скакнуть в детстве и остановиться», - отмечает проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор психологических наук Дина Кирнарская.
Профессор Дина Кирнарская изучала одаренных детей и написала о них книгу. Она уверена, что некоторые дети просто раскрываются раньше других и к подростковому возрасту выравниваются со сверстниками. В этом не было бы ничего плохого, если бы не разочарование родителей.
«В 16 лет это уже никого не изумляет, а он психологически не готов быть таким, как все. Он даже не готов быть не звездой. То есть наука знает такие ситуации, когда вундеркинд, перестав быть вундеркиндом, разочаровавшись, впадал в такую депрессию, что просто буквально вся его жизнь летела под откос», - рассказывает Дина Кирнарская.
Профессор Кирнарская советует заранее приучать ребенка не слишком серьезно воспринимать свою одаренность. С одной стороны, вундеркинды могут стать обычными детьми, а с другой, есть способность обычных детей проявлять невероятные таланты в старшем возрасте. И беда, когда учителя и родители ставят крест на ребенке как на неудачнике. Эта ошибка довольно часто встречается при воспитании маленьких футболистов.
«Первая проблема детского футбола в России - все гонятся за результатом, все хотят кубки, медали и мы получаем, что в 10-12 лет куча медалей, куча грамот, куча побед, кубков, а в 18-19 лет нет футболиста, потому что он не развивался, как надо. У ребенка ответственность, боязнь ошибиться, потому что тренер требует результата. Родители хотят результата», - рассказывает Максим Бакир.
В Древней Греции считалось, что главное - влюбить ребенка в свое дело. Иначе невозможно вырастить ни спортсмена, ни музыканта, ни художника.
В художественную студию при Пушкинском музее принимают детей с четырех лет. На этот раз задание - нарисовать древнегреческий барельеф по памяти. Кажется, слишком сложное для таких малышей, но оказалось, что дети воспринимают Деметру и Персефону не хуже, чем Микки Мауса.
«Надо учить на высоких образцах, и они вполне доступны, кстати, и античная живопись, вазопись, вполне детям понятна, доступна. Такой условный язык», - поясняет ведущий методист ГМИИ им. Пушкина Наталья Золотова.
Маленькие дети по памяти рисовали портрет Рафаэля, копировали произведения Пиросмани. И в этом случае не всегда понятно, где оригинал.
«Пока маленькие дети находятся в таком наивном периоде, они прекрасно владеют формой, прекрасно владеют пятном на своем уровне, но то к чему стремился всю жизнь тот же самый Матис», - отмечает Наталья Золотова.
Матисс учился у детей непосредственности восприятия и природной гармонии. Они умеют то, что никогда не сможет постигнуть даже великий мастер. И в этом смысле каждый ребенок одаренный. Надо только разглядеть его талант.

