Художнику Эрику Булатову исполнилось сегодня 85 лет
Сегодня юбилей отмечает Эрик Булатов. Ему исполнилось 85 лет. Булатов создал свой неповторимый стиль, и до сих пор специалисты спорят: кто он, какое направление в живописи представляет? Сам же художник считает, что это неважно. Время потом все расставит по местам. Он вообще с этой категорией – временем – обращается очень уважительно и считает своей задачей выразить его – свое время.
Художника, который пишет и маслом, и словами, в его юбилей мы не могли не спросить — а какое слова он бы нарисовал, если бы создавал картину о своей жизни?
«Сложный вопрос. Я думаю, что самое подходящее — «живу дальше»», — пошутил он.
По словам Булатова, ему очень важно, чтобы картина не имела одного лишь прикладного характера, она сама должна быть высказыванием. Вплетая в бесконечно прекрасную реальность въевшиеся и часто набившие оскомину слова с агитплакатов или даже советские символы, художник показывал, как далек от истины придуманный мир из запретов и лозунгов.
Соединив русский пейзаж и римское число XX, Булатов создал образ всего XX века, слово перечеркнувшего своими красными крестами или лучами прожекторов десятилетия истории. Алые плакатные буквы как решетки, которые не пускают и противоречат сами себе. На картине «Горизонт» голубое небо перекрыто красной ковровой дорожкой — символом карьерного роста. А там, где написано «Добро пожаловать», абсолютно ясно, что посторонним вход воспрещен.
«Я стараюсь обратиться к зрителю всегда, стараюсь найти с ним общий язык, стараюсь, чтобы он вошел внутрь картины. Поэтому это обращение, естественно, связывается с речью», — объяснил Булатов.
До сих пор искусствоведы и журналисты соревнуются в попытке подыскать Булатову правильное определение: московский концептуалист, основатель соцарта, авангардист. Но все эти слова не могут выразить того, что он делает.
«Я чувствую много общего с самыми разными направлениями. Вообще, не думаю, что это так важно. Время само все назовет своими именами. И мне найдется свое определенное место, и это место будет как-то называться», — отметил художник.
Эрик Булатов никогда не считал себя антисоветским художником. Чего нельзя было сказать о советской власти. Мастера не просто не принимали — его картины, в числе прочих, раздавили бульдозерами осенью 1974. Битва искусства и системы продолжалась не больше часа. Победила система. Одна из самых известных акций неофициального искусства в СССР вошла в историю как «бульдозерная выставка».
При этом получать зарплату и какие-то деньги на жизнь Булатов мог, как и все остальные, только от государства. Частных заказов не существовало и художник вместе с другом Олегом Васильевым начали иллюстрировать детские книги и многие из нас, даже не подозревая об этом, узнали рисунки Эрика Булатова раньше, чем научились читать. На протяжении 20 лет он даже не думал, что сможет когда-то показать те свои работы, которые писал тайком. Но все равно – упорно творил. Зимой-осенью, в темное время, создавал иллюстрации для книг, а весной-летом — для души.
«Переход был самым трудным, мы, как правило, с Олегом с рюкзаками в лес уходили. Мы потом выходили совершенно чистыми, пустыми, от книжного ничего не оставалось, мы начинали с чистого листа», — вспоминал Булатов.
Непонятый, непризнанный, без денег – он стал известен, когда картины Булатова увидели иностранные галеристы. Он буквально в одночасье прославился за железным занавесом. Картины стали уходить с молотка крупнейших аукционных домов за огромные деньги. Так, работа «Советский космос» была продана за 1,6 млн долларов, еще два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция — перестройка», по миллиону долларов за каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.
В 1988 году после невероятно успешных выставок за рубежом, в том числе и в парижском центре Помпиду, Булатов был признан ЮНЕСКО лучшим художником года. При этом на родине к этому времене у него не было ни одной крупной персональной выставки. Спустя годы, уже в новом тысячелетии и в совершенно новой эпохе, одну из своих самых главных картин – «Свободу», улетающую в бесконечное небо, он подарил Ельцин-центру. Эрик Булатов давно живет в Париже, но на вопрос: русским или нет он считает себя мастером, отвечает однозначно: он – русский художник своего времени.

