Знаменитая «Табакерка» отметила свое 35-летие
Театр, который, по сути, начался не с вешалки, а с подвала, заставил говорить о себе всю страну! Об особой атмосфере этой творческой семьи говорит и количество звезд, играющих на сцене и ажиотаж вокруг билетов. Их раскупают за несколько месяцев до спектаклей.
Вот уже 35 лет они играют на струнах нашей души, разрывая при этом свою и отдаваясь театру без остатка. Актеры «Табакерки» это вообще отдельная каста людей порой непримиримых за кулисами, но единомышленников на сцене. Тонко чувствующий время основатель театра Олег Табаков своим ученикам завещал лишь оставаться искренними.
«Он отбирал людей своей группы крови, преданных делу, отчаянных, иногда, может быть, не совсем контролируемых, но понимающих, что это дело их жизни. Вот на это был расчет, и он оставался всегда с теми людьми, которые были с ними преданы до конца», — говорит Владимир Машков.
Табаков и сам когда-то прошел школу легендарного «Современника». В 70-х он задумал свою студию молодых талантов. Так началась «Табакерка». Первую сцену в подвале на улице Чаплыгина — бывший угольный склад — чистили и строили своими руками.
Здесь умели разглядеть талант и чувствовать зрителя. Владимир Машков, который руководит «Табакеркой» сегодня, в театре со дня его официального открытия. Вспоминает, как легко Олег Павлович взял в репертуар его первую режиссерскую работу.
«Первый спектакль я просто стал делать самостоятельно, пригласил артистов, украл на улице старый забор, старую лавочку с товарищами, с художником, пригласил. И мы между репетициями официальными в театре репетировали наш спектакль, показали его Олегу Павловичу, ему он понравился», — вспоминает Владимир Машков.
В «подвальном» театре зрители сидели на скамейках на минимальном расстоянии от актеров и каждый спектакль как глоток свежего воздуха: «И с весной я вернусь к тебе...», «Полоумный Журден», «Матросская тишина», «Страсти по Бумбарашу», которого Евгений Миронов будет играть рекордные 18 лет.
«В моем понимании это был театр мечты моей. Такой абсолютно настоящей правды. Вот у меня было такое ощущение от простоты и в то же время, ну, просто как будто четвертая стена отсутствует. Как будто я просто присутствую при этой сцене. Вот такой достоверности достигали артисты», — отмечает Евгений Миронов.
Кстати, яркого выпускника Школы-студии МХАТ в главный драматический театр страны позовет сам Ефремов, но Миронов все равно пойдет к своему учителю Табакову, который легко мог сделать замечания прямо на сцене во время спектакля.
«Он стоит спиной к зрительному залу и говорит. Говорит: «Что ты, ну, что ты делаешь, Женя? Не, не, не, Жень. Ты вот…», показывает мне. И я в ужасе, потому что я в этот момент выпадаю из своей роли», — рассказывает он.
Спектакль «Похождение» с Сергеем Безруковым в роли Чичикова произведет такой фурор, что позже даже переедет на главную сцену МХТ. И тут станет понятно, «Табакерка» давно уже вышла за пределы подвала. Театр обзаведется еще одной сценой — теперь главной — на Сухаревской.
Билеты сюда раскуплены на полгода вперед, в репертуаре хиты и совершенно новые постановки. Ведь в этом театре нет проблем отцов и детей: с заслуженными артистами на сцену по-прежнему выходят вчерашние выпускники колледжа. И, кажется, в этом балансе мудрости и молодости и есть секрет долголетия.

