Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
6 сентября 2011, 15:15

Впервые в Москве на сцене Большого театра культовая опера «Возвышение и падение города Махагони»

Сага о нищете, обмане и воровстве. Одна из самых спорных постановок мадридского театра "Реал" — "Возвышение и падение города Махагони" — впервые в Москве. Зрителя, привыкшего к классическому оперному искусству, удивляет все — сцена, костюмы и даже музыка.

Наверное, впервые за всю историю Большого театра на сцене важен не порядок, а, наоборот, как можно больший хаос, тем более что главной декорацией к спектаклю служит огромная, вдвое больше человеческого роста, куча мусора. И, кстати, специально для этих московских гастролей художники сделали все надписи на русском языке, видимо, для того, чтобы еще больше приблизить все происходящее к зрителям.

Впрочем, символы, придуманные постановщиками, куда уж более понятны. Большая свалка, на которой основан город Махагони — город греха, разврата и власти денег, и жители-оборванцы, самое мягкое определение для которых — отбросы человеческого общества.

"Мы все живем на самом дне общества, в кучах мусора, каждый день в этом копошимся, что-то ищем, непонятно зачем. Но никакого просвета, никакого шанса стать людьми у нас нет", - рассказывает актриса театра "Реал" (Испания) Сильвина Маньяне.

В основанный тремя беглыми преступниками город постепенно стягиваются все новые отбросы. В Махагони можно все, что угодно, лишь плати за это деньги. Исполнительница одной из главных партий Эльжбета Шмытка убеждена: в ее героине, торгующей своим телом, больше человеческого достоинства, чем в покупающих ее жуликах и ворах.

"Моя Дженни - женщина очень сильная, но с другой стороны, очень хрупкая. Когда я исполняю ее партию, я стараюсь, чтобы она звучала как можно человечнее. Дженни даже через то, чем она занимается, пытается чего-то достигнуть в жизни. А как она, и сегодня живут многие. Мир Махагони, очень похожий на наш, - это очень жестокий мир", - говорит исполнительница главной партии Эльжбета Шмытка.

Город, где суд давно превратился в цирк, прокурор - в дрессировщика с кнутом, адвокат - в продажного клоуна. А не иметь ни гроша - и есть самое страшное преступление. Испанские режиссеры, работая в тандеме, осмысленно заменили немецкий текст интернациональным английским. В Махагони, по их словам, давно превратился весь мир.

"Эта опера так же объемно и правдиво отражает нашу жизнь, как камера снимает вас во всех трех измерениях", - говорит режиссер оперы Карлуш Падрисса.

"Сегодня в нашем обществе отсутствуют идеалы, сегодня дети, когда их спрашивают: кем ты хочешь быть, когда вырастешь, не говорят больше: врачом или полицейским... Они говорят: я хочу делать деньги!", - говорит режиссер оперы Алекс Олье.

Удивительно, но "Возвышение и падение города Махагони", написанное авторами знаменитой "Трехгрошовой оперы" 80 лет назад, почти неизвестно в нашей стране. Хотя, вроде бы, сюжет как нельзя кстати - про загнивание капитализма и общества потребления. Но сама музыка оперы настолько модернистская, что даже сегодня нужна смелость, чтобы решиться ее поставить.

"Я хочу, чтобы зрители приходили на оперу не как в музей. Чтобы то, о чем поют, было понятно и актуально. Этого же хотели, Бертольд Брехт и Курт Вайль. Эта опера очень напоминает джаз - а в то время это была популярная музыка, которую все время крутили по радио", - говорит музыкальный руководитель театра "Реал" (Испания) Жерар Мортье.

Самое известное место в опере перепевали все, кто только мог - от Далиды до Мерлина Мэнсона. Но в исполнении сильнейших голосов мадридского театра "Реал" история современного Вавилона особенно захватывает. Возможно, некоторые режиссерские решения кого-то и обескуражат, но ничего провокационного и скандального здесь нет. А если зрителей что-то задевает, считают испанцы, значит, никто никого не обманул.

Читайте также: