Художнику-мультипликатору, режиссеру Юрию Норштейну исполняется 70 лет
Создателю мультфильма "Ежик в тумане", художнику-мультипликатору, режиссеру Юрию Норштейну 15 сентября исполняется 70 лет. Первый мультипликационный фильм он сделал в 1968 году. С тех пор прошло много времени, и многое изменилось, но Норштейн и до сих пор остается противником компьютерной графики и предпочитает создавать мультфильмы вручную.
Яблоки падают в снег. Они ложатся так мягко, будто сами сделаны из ваты. Лошадь стоит по колено в тумане, и ежик боится, что если она ляжет спать, то может захлебнуться в нем. Каждый мультфильм Норштейна - философская притча. Ничего лишнего. Отмерить не 7, а 77 раз и найти единственно верный образ.
"Творческая воля должна быть такой силы, чтобы ты сумел пройти через все ухищрения рисуночков, каждый из которых сам по себе, может быть, и хорош, но все вместе не составляют общей энергии", - рассказывает мультипликатор Юрий Норштейн.
Юрий Норштейн пришел в анимацию практически с улицы. Отец был рабочим, мать - воспитательницей в детском саду. Не имея даже высшего образования, лишь закончив курсы мультипликаторов, 20-летний Норштейн перешагнул порог "Союзмультфильма". Его метод назвали "альтернативной мультипликацией". Не рисованная, не кукольная - режиссер использовал технику так называемой многоярусной перекладки. С помощью тысяч крохотных деталей, контуров на прозрачной пленке он создавал собственный мерцающий мир. Разительно непохожий на все, что было до того.
"Сеча при Керженце", "Цапля и журавль", "Ежик в тумане" раздвинули границы мультипликации. Критики упрекали Юрия Норштейна в том, что он делает элитное кино. Уверяли: оно будет не понято публикой, привыкшей к простым решениям и незамысловатым сюжетам.
Фильм "Сказка сказок" госкомиссия просто не приняла, внеся в сценарий множество правок. Писательница, соавтор сценария к мультфильму "Сказка сказок" Людмила Петрушевская заявила тогда: "Я при таком присутствовать не желаю!" - встала и хлопнула дверью. "Никакого закадрового текста, никаких изменений! Этот фильм будет во всех музеях мира!" - сказала она Норштейну.
Спустя всего лишь год "Сказка сказок" возьмет гран-при на международном кинофестивале во Франции и первую премию на фестивале в Канаде. Еще через 4 года, по результатам международного опроса, "Сказка сказок" будет признана лучшим анимационным фильмом всех времен и народов.
Норштейн остро переживал развал "Союзмультфильма". От этого удара художник не смог оправиться и по сей день. Автор "Ежика в тумане" уверен: мультипликацию невозможно развивать поодиночке, необходимо творческое сообщество, в котором постепенно, мучительно, но неизбежно проступят новые лица.
"В этом пространстве они не могут не появиться, это закон генетики, закон генетической устойчивости, - уверен мультипликатор Юрий Норштейн. - Тогда появляются те, кто вдруг на основе уже виденного, сделанного прозревает новые, иные стороны мультипликации - и тогда появляются ее вершины".
"Шинель" - нынешняя работа Юрия Норштейна. Он врезался в нее с размаху, нырнул с головой и не может всплыть вот уже 3 десятилетия. Короткая повесть Гоголя открывает режиссеру все новые грани, ставит перед ним вопросы, не ответить на которые он считает себя не вправе.
"Я всегда говорю: задача должна быть на грани невыполнения, - рассказывает Юрий Норштейн, - тогда ты невольно тянешь весь свой состав, организм - умственный, физический - за ту черту, которую ты не можешь прагматически обозначить, которую ты можешь только чувствовать как творческий человек".
Это черта между немыслимым и невыразимым. Она проходит сквозь все его образы, пронзительные и простые: дом, свет, мама, падающий лист.
И как же так получилось, что детская пугалка в интерпретации Норштейна стала такой щемяще-трогательной, такой близкой, что вполне взрослым людям до боли хочется, чтобы к ним пришел тот самый серенький волчок из сказки и унес в самое лучшее место на земле - туда, где до сих пор живет их детство.