В Москве открылась выставка работ отца и сына Кранахов — выдающихся художников немецкого Возрождения
Большие мастера кисти являлись, как сказали бы сегодня, талантливыми бизнесменами от искусства. Написание шедевров: одухотворенных мадонн и прекрасных Венер у них было поставлено почти на поток.
Богиня любви в надежных руках. К ней прикасаются исключительно в белоснежных и помогают порхать по залу. Пока другие шедевры ждут в заточении, в глухо заколоченных деревянных ящиках. Они проделали путь из лучших музеев России и Европы. В каждом - наследие "Энди Уорхолла XVI века". Так искусствоведы называют Лукаса Кранаха-старшего.
Свой идеал женской красоты Кранах собирает, как пазл. Светлые волосы, высокий лоб, загадочная полуулыбка, глаза, как у кошки. Богини и особы вполне земные буквально на одно лицо. Причем они все живут в краю голубых озер, высоких гор и дремучих лесов. Типичный немецкий пейзаж на заднем плане — визитная карточка художника.
Он родился 544 года назад и в свою эпоху будто был прислан из будущего. Когда все воспевали пышнотелых красавиц, Кранах считал эталоном высоких и стройных, как его Адам и Ева. К тому же, был не менее предприимчив, чем современные воротилы арт-бизнеса.
"Наряду с тем, что он был гениальным художником, он был очень, как сейчас говорят, эффективным менеджером", - отмечает куратор выставки, доктор искусствоведения Вадим Садков.
Фактически Кранах создал суперуспешный синдикат, где не стеснялись повторов. 39 Венер, 35 Ев, 19 Юдифей, добрая сотня мадонн — писал и сам Кранах-старший, и его сын - Лукас Кранах-младший, и ученики. Герб с крылатым драконом был фамильным знаком качества и гарантией того, что перед вами не просто картина, а запутанный клубок символов и тайн.
"Может быть, это Христос и Мария Магдалена, или это женская фигура персонификации церкви — Христос - жених, церковь — невеста", - поясняет Вадим Садков.
Свой рассказ немецкий искусствовед Мартин Эберле начинает не с экскурса в XVI век, а с событий 1945 года. Война закончилась. Из крупнейшего музея Готы, где хранится большая часть наследия династии Кранахов почти все перевозят в Москву. С тех самых пор десятки полотен так и находились в запасниках Музея изобразительных искусств имени Пушкина и никогда не выставлялись. "Вижу эти шедевры первый раз живьем, - говорит Мартин, - и завидую самому себе".
"Это непередаваемо, по-другому и не скажешь. Я был невероятно тронут, когда увидел, в каком потрясающем состоянии эти полотна, как бережно к ним относились. И для меня это показательно, как в России любят и ценят высокое искусство, искусство Кранахов — это сокровища, это роскошь в чистом виде", - отмечает искусствовед, директор фонда замка Фриденштайн, г. Гота Мартин Эберле.
Роскошь — писать то, что хотел и как хотел — Кранах мог себе позволить. Получил дворянский титул, был богат и относительно независим. На заказ исполнял парадные портреты и библейские сцены, в которые мог ненароком вписать самого себя. А для души с легкостью рисовал очаровательных кабанчиков или заморских птиц, которых даже за искусство не считал.
"Художник не подписывал и не датировал рисунки, они для него были рабочим материалом", - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела графики Галина Кислых.
Но даже в этом "рабочем материале" - особое кранаховское волшебство.
"Это отличие большого художника от просто художника, потому что эта магия должна быть. Я заранее рада за наших посетителей, потому что они увидят нечто особенное и впервые", - говорит директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
Лучшие фильмы и сериалы Первого канала смотрите на сайте kino.1tv.ru >>