Владимир Путин приехал к режиссёру Станиславу Говорухину, чтобы поздравить с 80-летием
У Говорухина особая биография в кино - выпускник геологического факультета решился сменить профессию. Его Дипломную работу - "Вертикаль" пересматривают до сих пор, как и другие картины "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок" и, конечно, "Место встречи изменить нельзя".
Сегодня трудно представить, чтобы одну из самых известных фраз нашего кино: "Вор должен сидеть в тюрьме!" - произносил бы кто-то другой, а не Высоцкий. Давно уже закончены споры, кто ещё бы мог сыграть Жеглова или Шарапова. Один Говорухин знает, чего ему стоило утвердить Высоцкого, а потом ещё и уговорить его сниматься. Высоцкого как раз только начали разрешать выезжать из страны, и чуть ли не половину времени он был не на съёмочной площадке, а за границей.
"Например, эпизод погони Фердинанда за Студебеккером - там всё время говорят, обращаются к Высоцкому, а его в кадре нет. Потом он приехал и мы за полдня сняли несколько крупных планов в фургоне и расставили его во все сцены, и получилось, что он там снимался", - рассказывает Станислав Говорухин.
Этот фильм, как и большинство других говорухинских картин, не получил ни одной фестивальной награды. Критика ругала его за то, что он снимает развлекательное кино на потребу публики. И правда, дворы пустели, когда по телевизору показывали очередную серию - количество звонков в милицию и скорую уменьшалось на 40%. Говорухин сумел снять так, что актёров второго плана в фильме просто нет - у каждого есть реплика, которая ушла в народ.
Ещё одна его картина, вызвавшая споры - "Ворошиловский стрелок". Справедливая, но незаконная расправа над поверившими в свою безнаказанность преступниками, многим тоже не понравилась. Это что же, Говорухин призывает карать без суда и следствия? А он просто отразил времена и настроения.
"Вот "Ворошиловский стрелок" - просто была уничтожена картина. Но прошло 6-7 лет, она почти классика", - рассказывает Станислав Говорухин.
Почти классика - так можно сказать и про "Десять негритят" и про "Пиратов двадцатого века", где он был сценаристом - обе картины били рекорды по кассовым сборам, или про "Вертикаль", которая открыла дорогу в кино Высоцкому и его песням.
Сам Говорухин своими лучшим фильмом называет "Не хлебом единым" со Светланой Ходченковой, и очень гордится тем, что как режиссёр открыл эту актрису. А вот когда он сам оказывался в роли актёра, то все свои режиссерские амбиции оставлял в стороне. Один раз на съёмках фильма "Асса" обмолвился Сергею Соловьёву, что слишком уж обаятельным получается его злодей.
"Когда я ему это говорил, он мне отвечал так: ты артист, твоё место в буфете. И мы шли в буфет", - вспоминает Станислав Говорухин.
Новый фильм Станислава Говорухина - про эпоху его молодости. По сюжету неблагонадежный журналист из Ленинграда попадает в своего рода ссылку в эстонскую партийную газету. Здесь за идейно выдержанными репортажами - трагикомичные, но не лишенные романтики будни работников пера.
Его восьмидесяти лет хватило бы на несколько биографий: геолог, газетчик, журналист, политик, художник и актёр. Режиссура, говорит он, это всего лишь одно из увлечений.
"Обидно, когда человек так и не узнаёт, в чем его истинное предназначение", - считает Станислав Говорухин.
И тем не менее, он опять что-то снимает - о чём, про что, всё держится в большом секрете, но одно можно сказать точно: это будет кино для зрителя.
В полночь на Первом - документальный фильм "Черная кошка Станислава Говорухина" - о том, как снимался один из самых популярных его фильмов "Место встречи изменить нельзя".
В субботу, 2 апреля - в нашей программе сразу несколько картин мастера, в том числе и премьера - "Конец прекрасной эпохи".
Лучшие фильмы и сериалы Первого канала смотрите на сайте kino.1tv.ru >>