Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
31 августа 2014, 21:51

Чем и как мелкие производители и фермеры могут заполнить освободившиеся полки в магазинах?

Судя по докладам членов правительства, эмбарго на руку отечественным производителям, например, вице-премьер Дворкович заявляет, что теперь перерабатывается больше молока и на прилавки попадает больше российских сыров.

Но, судя по информации, которая приходит из регионов, цены на эти сыры подросли - где-то всего на 1%, а где-то на 10%. То есть сегодня крупные производители успели сориентироваться и уже пользуются ситуацией. Насколько обоснованно это повышение - разбирается антимонопольный комитет.

Свое фермерское хозяйство Зоя Липнягова начинала с двух коз четыре года назад. Теперь у нее целое стадо — 120 голов. Но выпуском сыра фермер занялась только летом этого года, когда после многочисленных неудачных попыток наконец-то заключила с магазином договор на реализацию своей брынзы. Продать хотя бы треть от производимого Зоя считала за счастье. Но после запрета на импорт продовольствия её сыр на прилавке — на самом видном месте.

Разницу в отношениях с магазинами после запрета почувствовали и фермеры Удмуртии. Когда в их ассоциацию зачистили представителей крупнейших розничных сетей в регионе.

"Это сеть магазинов, они готовы работать по всем позициям, за исключением рыбы, мы не стали тут, конечно, интересоваться. А также ещё вторая компания тоже вышла. Она готова работать по всем позициям, включая рыбу", - рассказывает председатель ассоциации "Крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий Удмуртской республики" Михаил Лебедев.

Такого интереса со стороны сетевиков, признается Михаил Лебедев, фермеры никак не ожидали. Ведь ещё в прошлом сезоне на прилавки Ижевска попало только 25% от местного урожая картофеля. Остальные 75% привезли, в том числе из-за границы.

Сейчас в России работает 220 тысяч фермерских хозяйств. И хотя их доля в производстве сельхозтоваров не велика - около 10% от общего объема, по отдельным видам продукции они занимают значительные позиции. Так около 30% всех овощей выращивают именно фермеры, а в овцеводстве у них уже половина рынка. Рост фермеры показывают и в производстве молока и мяса говядины. Ежегодно прибавляя от 10 до 15%. Причем они могли бы производить и куда больше, но развитие фермерских хозяйств по большому счету тормозит только одно - рынок сбыта.

20 лет назад для производства своих стейков англичанин Джон Кописки приехал в Россию. И во Владимирской области стал фермером, купив два разорившихся колхоза, из которых сделал образцовое хозяйство. И тоннами сейчас производит молоко, говядину и сыр. Сырье продает заводам. А вот готовую продукцию довести до прилавка до сих пор не очень получалось.

"Маркетинг в Москве — это очень дорого! Аренда, зарплаты и так далее. А на такой же объем лучше мы найдем наших покупателей, около 60% нашего клиента покупают здесь, на местах", - рассказывает фермер Джон Кописки.

Когда мы писали это интервью, Джона терпеливо дожидались гости. Из крупнейшего отечественного сетевого магазина. С предложением продавать его говядину. Вот только полутора тонн мяса, которые производит этот владимирский фермер, хватит для трех магазинов. А у сетевиков их гораздо больше. И фермерские объемы до недавнего времени  — их, как правило, не привлекали.

"Средний фермер может поставить несколько десятков тонн картошки, а потребность сетей гораздо больше, то есть это десятки тонн требуется постоянно с определенной периодичностью, условно говоря, поставками то есть суммарно в годовых масштабах это десятки тысяч тонн того же картофеля. Соответственно одному фермеру это практически невозможно осуществлять", - отмечает исполнительный директор ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов.

Но сейчас, говорят эксперты, иная ситуация. И чтобы заполнить прилавки, магазины готовы работать со всеми. И не только они. На продукцию фермеров, в первую очередь, на молоко, уже обращают внимание и заводы, как на этом вологодском, где для производства нового продукта закупают сырье и у фермеров.

"Это действительно уникальный шанс, по большому счету, фермеры давно ставили вопрос, что нужно ограничивать разными мерами импортную продукцию. И этот шанс нам необходимо использовать, но мы должны здесь повкалывать и фермеры, и общественные организации, и власть, в том числе должна сейчас внести коррективы, чтобы помочь нам быстро адаптироваться", - председатель Совета "Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин.

Чтобы максимально успешно адаптироваться к новым условиям, фермерам нужно объединяться в так называемые сельхозкооперативы. Как это сделали, например, в Финляндии, где под эгидой крупнейшего молочного бренда, работают десятки тысяч фермеров. И только таким образом удается давать рознице необходимый объем, причем в уже упакованном виде. Помимо этого потребкооперация это ещё и эффективный способ борьбы с перекупщиками, с которыми до сих пор вынуждены работать большинство фермеров, чтобы реализовать свой товар порою практически за бесценок.

Читайте также: