Тревоги и проблемы первокурсника. Как недавнему школьнику освоиться в вузе?
Обучение виртуальное, а знания и диплом самые настоящие У жителей отдалённых, труднодоступных районов нашей страны появилась уникальная возможность получить высшее образование, никуда не выезжая, не выходя даже из собственной квартиры. Компьютер, Интернет и желание учиться. Вот и всё, что нужно.
Григорий Хамадулин живет и учится дистанционно в Тюмени. Своих преподавателей и однокурсников он видел только через монитор компьютера. Единственная ниточка, связующая его с Тюменским государственным университетом нефти и газа - сеть Интернет. Нам молодой человек признается: переживал, что такая учеба будет неэффективной. Зато теперь, с началом первой сессии, новоиспеченный студент убежден: в дистанционном обучении только плюсы.
Григорий Хамадулин, студент Тюменского государственного университета нефти и газа: "Лучше то, что мешать никто не будет. Я сам учусь спокойно, никаких лекций сорванных не будет, будет все спокойно: пошел - сдал, выучил – сдал".
Виталий Мацейко, студент Тюменского государственного университета нефти и газа: "Вот только живет он на другом краю России - в Находке. Иного университета, нефтегазовой направленности - ближе просто не найти. Дистанционное обучение для этого молодого человека стало чуть не единственным возможным - времени на учебу тратится меньше, да и стоимость образования существенно ниже. Заочная форма неприемлема, потому что я не могу оторваться от работы, тут даже говорить не о чем, просто нет возможности отрываться. А в стоимости это конечно и перелеты, и проживание, и питание, чтобы добраться до места нахождения вуза. Плюс нахождение там".
Дистанционные методы обучения Тюменский государственный университет нефти и газа стал осваивать еще 5 лет назад. Сегодня руководство вуза заявляет: в этом учебном году все необходимые технологии собраны воедино. Своими силами создана образовательная среда - уникальный электронный продукт "Эдукон", посредством его студенты могут общаться с преподавателями офлайн, онлайн, сдавать электронные тесты, участвовать в виртуальных лабораторных работах и видеоконференциях. Как раз во время такой конференции и состоялось знакомство преподавателей с первокурсниками.
Светлана Моор, руководитель Центра дистанционного Тюменского государственного университета нефти и газа: "Самая эффективная форма обучения - это уважать друг друга, это взаимопонимание, это попытаться решить все проблемы, которые возникают. Я думаю, у нас таких нерешенных проблем не будет".
Проблемы у дистанционного образования, конечно, есть. Одна из них - подготовка преподавательского состава. Оказывается, чтобы начать учить студентов дистанционно, педагог сам должен этому научиться и получить сертификат соответствия. Помимо этого все лекции необходимо перевести в электронный вариант, тесты, контрольные работы. Другими словами - создать достаточно громоздкий электронно-методический комплекс.
Наталья Исакова, специалист по учебно-методической работе Центра дистанционного Тюменского государственного университета нефти и газа: "Все-таки это работа индивидуальная, с каждым студентом. Больше времени отнимает, гораздо больше времени - ответить каждому на все его вопросы".
Еще одна непростая задача - объективно оценить знания студента. Впрочем, руководство вуза считает: дистанционное методы образования в принципе построены на доверии и взаимопонимании, а получать диплом, не подтвержденный знаниями, лишено всякого смысла. Более того, обучая студентов дистанционно, решается очень важная проблема - снижается до минимума отток квалифицированных специалистов из отдаленных регионов во время их обучения.
Владимир Майер, проректор по учебно-методической работе Тюменского государственного университета нефти и газа: "Большая вероятность того, что они, получив образование, не выезжая со своих мест проживания, останутся там, но уже будут сформированы как специалисты. Поэтому нам и государству это интересно".
Салехард, Павлодар, Находка, Братск, Владивосток. География студентов учащихся дистанционно в Тюмени распростерлась по всей России. Благодаря подобным современным компьютерным технологиям, сотни людей получат совсем не виртуальные дипломы, обретут профессию, и, самое главное - реализуют свое право на получение образования.
Ведущий: Студентам первокурсникам адаптироваться к совершено новой жизни советами поможет опытный психолог, кандидат наук Мария Москова. То, что было в школе, нужно тут же забыть, или какие-то навыки, знания могут пригодиться?
Гость: Ну, невозможно забыть, я бы сказала. Потому что учебный процесс он и в институте учебный процесс. И процесс этот ровно такой же, как и в школе. Немножко другие обстоятельства. На студенте больше ответственность, чем на школьнике. За школьником смотрят родители, учителя, классный руководитель, директор школы. А студент учится, в общем-то, сам. Поэтому это тяжелее. Но навыки школьные остаются.
Ведущий: С каким трудностями чаще всего сталкиваются те, кто пришел в вуз?
Гость: Ну, первая основная трудность -это совершенно новые люди. Студент-первокурсник приходит в вуз 1 сентября, он практически никого не знает. Не знает тех, с кем он будет учиться, не знает преподавателей, не знает расписания, не знает, что, как, где. Как это все устроено. Когда что будет происходить. Важно посещать практически, все, чтобы войти в курс дела. Понять, как все происходит. Познакомиться со своими однокурсниками. Познакомиться с преподавателями. Для студенческой жизни это также важно, как и для школьной - знать преподавателей.
Ведущий: Если молодой человек или девушка едет учиться в другой город в вуз, как ему комфортно, психологически устроиться в чужом месте, в общежитии, так сказать?
Гость: Это, действительно, еще больший стресс, если студент приезжает в другой город, чем в собственном городе, имея друзей, родственников, родителей, каких-то знакомых, потому что человек остается совсем один. Поэтому, очень важно обзавестись знакомыми, друзьями как можно быстрее, чтобы было с кем куда-то сходить, на кого-то положиться, у кого-то что-то спросить. То есть, обрасти какими-то людьми, которые могут помочь.
Ведущий: А как выстроить отношения с сожителями по комнате в общежитие. Может быть, какие-то порядки надо установить сразу?
Гость: Лучше сразу договариваться о том, как, что у нас устроено, как мы здесь живем, какие у нас правила общежития, как что организовано, чтобы потом не было такого: "А я думал, что ты будешь не против". Лучше обо всем сразу договориться заранее, еще на суши. Если мы настолько хорошо друг с другом познакомились и все отлично, можно как-то думать про деньги, как мы готовим еду. Готовим ли вместе или отдельно, можем ли мы водить в свою комнату кого-то постороннего, или у нас нет такого в правилах - эта комната только наша".
Ведущий: Ну, по вашему опыту, с какими вопросами чаще всего приходят, какие проблемы?
Гость: Чаще всего это эмоциональные проблемы тревоги, депрессии, стресс. Особенно первокурсники, потому что для них это, действительно серьезный стресс. Второе, это личные отношения. И третье, это учеба, конечно же, особенно перед сессией. Это проблема с учебой, не сдано то, не сдано это, я не успеваю. Я не справлюсь, у меня не получится. Я не сдам эту сессию, меня выгонят из института и так далее. Поэтому первокурсники, которые сейчас начали учиться, им следует сразу делать задание, которое им дают, чтобы это на потом не оставалось, и ночами не сидеть, тогда весь учебный процесс пройдет более-менее гладко. И к сессии они выйдут, где-то с автоматами, где-то у них все будет готово. Будет намного проще все сдавать.
Советы эксперта:
Важно как следует поработать именно первый семестр. Это позволит втянуться в незнакомый процесс и не наплодить хвостов, разобраться с которыми порой невозможно.
Не надо стесняться рассказывать о своих трудностях куратору курса, в учебной части. О порядках, традициях вуза могут поведать и старшекурсники.
Родители, чтобы поддержать своего повзрослевшего ребёнка, должны проявить максимум мудрости и терпения. Деликатно интересуйтесь, что любопытного рассказали на лекциях. Так поймёте, ходит он вообще на занятия или нет.
Если студенту приходится поселиться в общежитии, необходимо сразу же оговорить с соседями все конфликтные моменты: уборка, гости, еда, предметы общего пользования и так далее.