Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 апреля 2014, 14:17

Золотую дюжину героев русского авангарда и сотни тысяч картин оживил знаменитый Питер Гринуэй

Ожившие картины и культовые персоналии русского авангарда. В эти дни в московском "Манеже" посетителей ожидает необычное зрелище. Черные квадраты, звуковые эффекты, тысячи шедевров живописи, превратившиеся в мультимедийные проекты - автором этого потрясающего коктейля для поклонников искусства стал британец Питер Гринуэй.

За несколько минут до открытия Питер Гринуэй еще раз обходит пространство из черных квадратов. Это произведение Малевича стало главным символом выставки. Русского авангарда. Режиссер предупреждает: в терминах кинематографа - это скорее художественное, а не документальное кино. Выдающиеся люди и творения той эпохи глазами Гринуэя.

"Я написал сценарий. Понимаете, я ведь кинорежиссер и я не могу прийти на студию с 4 картинами и альбомом живописи и попросить денег на фильм. Они там ничего не понимают в образах. Поэтому пришлось написать текст. Он получился как коллаж из манифестов, воспоминаний и стихов того времени", - рассказывает режиссер, сценарист, писатель, художник Питер Гринуэй.

12 персонажей как 12 апостолов, которые, на взгляд режиссера, сыграли главные роли в зарождении нового искусства. Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Лиля Брик, Кандинский, Родченко, Попова, Малевич и, конечно, Сергей Эйзенштейн - любимый режиссер Гринуэя, про которого будет его следующий фильм.

"Кино умирает, если уже не умерло. Мы живем в век экранчиков, а не экранов. Сейчас люди активны в социальных сетях. И хотят сами оживлять свои грезы, а не воспринимать чужие. Но я считаю Эйзенштейна величайшим кинорежиссером. Да, на могиле кинематографа нужно вспомнить имя этого человека", - говорит режиссер, сценарист, писатель, художник Питер Гринуэй.

Фильмы самого Гринуэя тоже давно стали классикой, а приемы, открытые им - прописными истинами. По образованию художник, он выстраивает каждый кадр своих странных философских картин по законам живописи. Любой эпизод - символичен. Заставляет работать разум и воображение. Он говорит о том, что кино умерло, и часто сразу добавляет - да здравствует кино, показывая своими новыми работами, что его пространство можно расширять до бесконечности.

Выставка как кинофильм, который идет не на одном, а сразу на 18 экранах. И на всех - разные эпизоды и разные герои. Персонажи говорят одновременно, перебивая и дополняя друг друга. И из этого многоголосья прямо здесь рождается новая культура.

Более полумиллиона полотен из российских музеев как часть инсталляции. Гринуэй признается: об этих произведениях знал немало, но как плохо, оказывается, был знаком с людьми, их сотворившими.

"Как я понял, от Маяковского женщины были без ума, хотя он был жуткий эгоист, Малевич был высокомерным интеллектуалом, в каком-то смысле демонической личностью. Родченко и Лисицкий - своего рода акселераты того времени, ловили и усваивали новые идеи и технологии, и этим они мне очень нравятся", - рассказывает режиссер.

Гринуэй сразу решил: играть должны только актеры из России. Для этого режиссер и его жена Саския Боддеке, с которой он готовил выставку, специально приезжали в Москву на кастинг. Для Питера Гринуэя это не первый опыт работы с русскими актерами. Снимал их в своем фильме "Чемоданы Тульса Люпера" несколько лет назад.

Он оживлял шедевры живописи и раньше: "Ночной дозор" Рембрандта или "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Но впервые рассказал о целом периоде искусства от его рассвета до заката.

"Черный квадрат" как абсолютный шедевр. Но и он, по замыслу автора, в итоге разрушается, как разрушился мир, полный воодушевления и надежд, мир художников, подаривших людям новое искусство.

"Мы все сказали самой инсталляцией, но я еще раз хотел бы подчеркнуть: авангардисты создали новый изобразительный язык. И мы тоже пользуемся новым языком - цифровым, чтобы воздать хвалу этим невероятным людям, которые прорубили окно или дверь в 20-й век не только для России, но и для всей Европы", - сказал Питер Гринуэй.

 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей