Шокирующие результаты расследования авиакатастрофы в Карелии
Алкоголь стал одной из причин авиакатастрофы, которая унесла жизни 47 человек. Такой вывод содержится в отчёте Межгосударственного авиационного комитета о причинах июньской катастрофы Ту-134 под Петрозаводском. Как выяснилось, один из членов экипажа был нетрезв.
На вопрос "Кто виноват?" этот документ не отвечает. Такая ремарка - на первой же странице. Но в отчёте названы все причины, почему упал Ту-134 под Петрозаводском. Пожалуй, самая шокирующая - штурман был пьян. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сегодня официально заявил об этом: "При судебно-химическом исследовании биообъектов от тела штурмана установлено 0,81 промилле этилового спирта в крови, что соответствует при жизни легкой степени алкогольного опьянения".
По словам экспертов-медиков, состояние у штурмана было примерно как после стакана водки на голодный желудок. Приподнятое настроение, инициативность, самокритика снижена, внимание неустойчивое.
"Штурман не может непосредственно ни отдавать приказ, ни воздействовать на органы управления – у него нет ни штурвала, ни педали, ни ручки. Он лишь сообщает важную информацию, которая может учтена тем, кто непосредственно выполняет пилотирование", - говорит руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
По возрасту, и по опыту штурман был самым старшим. Командир воздушного судна фактически отдал ему управление при заходе на посадку - подчинялся. И это МАК тоже называет одной из причин трагедии: "Неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами (CRM) со стороны командира ВС при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира ВС штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в лёгкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления ВС на конечном этапе аварийного полёта".
Эксперты воссоздали последние минуты жизни Ту-134 с пассажирами на борту. Экипаж "потерялся" в пространстве. Они думали, что находятся гораздо выше, а взлётно-посадочная полоса - прямо по курсу. На самом деле, самолёт отклонился вправо почти на 300 метров. Затем приборы забили тревогу: "Опасное снижение". Командир был обязан немедленно набрать высоту немедленно. Но на второй круг он не пошёл. В землю врезались на полном ходу.
Экипаж сажал лайнер "на глазок", установили эксперты МАК. Из 9 щитов-маячков было освещено только два. Сам аэропорт Петрозаводска затянуло густым туманом. Ещё до вылета Ту-134 из Москвы. Если бы командиру сообщили, он бы наверняка отменил взлёт. Когда лайнер с пассажирами приближался к Петрозаводску, садиться там было уже нельзя. К тому же в навигационную систему одного типа ввели данные предназначенные для другого. Пилоты сами уводили Ту-134 в сторону.
В этой авиакатастрофе погибли 39 пассажиров, один выжил, и 8 из 9 членов экипажа. Кто виноват: лётчики, авиапредприятие, наземные службы петрозаводского аэропорта - устанавливает следствие.
Это не первый случай, когда одной из причин авиакатастрофы становится нетрезвое состояние одного из членов экипажа. Сентябрь 2008-го. Пермь. Падение пассажирского "Боинга-737". Тогда в крови командира тоже был обнаружен алкоголь. Погибли 88 человек - все находившиеся на борту.
Кто же ответственен за то, что пьяный штурман был допущен к полёту и не был отстранён от работы хотя бы уже в небе? Мог ли он выпить уже после того, как прошёл медосмотр? Вопрос задали лётчику-испытателю, заслуженному пилоту СССР Олегу Смирнову.
"Если весь экипаж прошел медконтроль и вдруг он оказался в таком выпившем состоянии, конечно, несет ответственность, отвечает та медицинская ступень, тот медпункт, где он проходил контроль. Недаром все это фиксируется, это фиксируется для прокурора, - говорит летчик-испытатель Олег Смирнов. - Вопрос другой - если командир корабля заметил это - пошатывается, пахнет и не принял мер, то тогда будет виноват командир корабля".