Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 сентября 2011, 21:02

Межгосударственный авиационный комитет назвал причины крушения самолета Ту-134 в Петрозаводске

Пьяный штурман, по сути, руководивший посадкой пассажирского самолёта - это, по версии Межгосударственного авиационного комитета, лишь одна из причин авиакатастрофы под Петрозаводском. Завтра будет ровно три месяца, как там разбился Ту-134 и погибли 47 человек.

На вопрос "Кто виноват?", этот документ не отвечает. Такая ремарка на первой же странице: "Не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности". Но в окончательном отчёте Межгосударственного авиационного комитета (МАК) перечислены причины, почему упал Ту-134 под Петрозаводском.

Пожалуй, самая шокирующая - штурман был пьян. Сегодня МАК официально подтвердил это: "При судебно-химическом исследовании биообъектов от трупа штурмана установлено 0,81 промилле этилового спирта в крови, что соответствует при жизни легкой степени алкогольного опьянения".

"Если весь экипаж прошел медконтроль, полетел и вдруг оказался в таком выпившем состоянии, конечно, отвечает тот медпункт, где он проходил контроль. Недаром все это фиксируется, это фиксируется для прокурора, - говорит летчик-испытатель Олег Смирнов. - Если командир корабля заметил это - пошатывается, пахнет и не принял мер, то тогда будет виноват командир корабля".

По словам экспертов-медиков, состояние у штурмана было примерно как после стакана водки на голодный желудок. Приподнятое настроение, жажда деятельности, самокритика снижена, внимание неустойчивое.

"Штурман не может непосредственно ни отдавать приказ, ни воздействовать на органы управления – у него нет ни штурвала, ни педали, ни ручки. Он лишь сообщает важную информацию, которая может быть учтена тем, кто непосредственно выполняет пилотирование", - говорит руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Но штурман был самым старшим в экипаже. И по возрасту, и по опыту. Общий налёт - почти в два раза больше, чем у командира воздушного судна. По сути, он руководил посадкой. А командир ему вдруг стал ему подчиняться. Это МАК тоже называет одной из причин трагедии:

"Неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами (CRM) со стороны командира ВС при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира ВС штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в лёгкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления ВС на конечном этапе аварийного полёта".

Эксперты воссоздали последние минуты жизни пассажирского лайнера. Экипаж "потерялся" в пространстве, потому что ввел в свою навигационную систему данные для системы совсем другого типа. Они думали, что находятся гораздо выше, а взлётно-посадочная полоса - прямо по курсу. А самолёт отклонился вправо почти на 300 метров. И опустился до критических 60. Приборы выдали: "Опасное снижение". Командир был обязан набрать высоту. Немедленно! Но на второй круг он почему-то не пошёл. В землю Ту-134 врезался на полном ходу.

Экипаж сажал самолёт "на глазок", установила комиссия МАК. Из 9 щитов-ориентиров наземные службы освещали только два. Огней посадочной полосы тоже не было видно. Аэропорт Петрозаводска накрыл густой туман. Причём, ещё до вылета лайнера из Москвы. Если бы командиру сообщили, то он мог бы задержать рейс. Когда Ту-134 подлетал к Петрозаводску, садиться там было уже нельзя. Но штурман обещал командиру, это зафиксировали самописцы: "Я тебя точно выведу".

"Если ты не установил надёжного визуального контакта с огнями взлётно-посадочной полосы или со взлётно-посадочной полосой - ты обязан уйти на второй круг. Без вариантов. Вот этого он не сделал. И столкнулся с землёй на удалении аж километр от взлётно-посадочной полосы", - сказал летчик-испытатель Олег Смирнов.

В авиакатастрофе под Петрозаводском погибли 39 пассажиров, один выжил, и восемь из девяти членов экипажа. Кто виноват: лётчики, авиакомпания, наземные службы аэропорта, следствие ещё устанавливает.

Но это не первый случай, когда одной из причин авиакатастрофы становится нетрезвое состояние одного из членов экипажа. Сентябрь 2008-го. Пермь. Падение пассажирского "Боинга-737". Тогда в крови командира тоже нашли алкоголь. Погибли 88 человек - все, кто был на борту.

Читайте также: