Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
17 августа 2014, 22:51

С якоря сниматься — какие опасности может таить одно из самых любимых развлечений на воде?

Ровно год назад, 17-го августа 2013-го, пассажирскому теплоходу "Полесье", капитан которого был пьян, разрешили выйти в рейс. Прогулка по Иртышу обернулась катастрофой, крупнейшей после гибели "Булгарии". Дело против начальника службы пассажирских перевозок Омского речного порта на этой неделе передано в суд, сам бывший капитан "Полесья" уже отбывает реальный срок. А на водные дороги России продолжают выходить суда - и без документов, и без средств спасения, и не предназначенные для перевоза людей.

Он до сих пор не может привыкнуть к прогулкам в одиночестве. На набережную Иртыша Валерий раньше выходил со своей невестой Александрой. Ровно год назад у этого причала они купили билеты на теплоход "Полесье". Хотели отдохнуть после переезда в свою первую квартиру. Строили планы на будущее, думали о свадьбе.

"Удар как таковой я не помню. Просто плыли-плыли, потом резко отключился. Не было такого ощущения, что это в реальности происходит. Было так немножко затуманено", - вспоминает Валерий Доминов.

Последствия сотрясения мозга. Судно на полном ходу врезалось в грузовую баржу. Многих пассажиров выбросило за борт, другие пытались выбраться из раскорёженного теплохода. Александра оказалась зажата в груде металла. Спасатели вызволили, но отправили её и жениха в разные больницы. Девушку спасти не удалось.

"Не стали они сообщать. Ждали, пока я поправлюсь. Но в любом случае я бы узнал. Очень тяжело. И до сих пор осознание того, что человека нет, не пришло", - говорит Валерий Доминов.

6 погибших, 49 раненых. На борту дети, беременные женщины. Виновник аварии — капитан "Полесья" Юрий Ратько — был сильно пьян и отвлекся от штурвала. Оказалось, и команда, и сотрудники порта видели, что капитан нетрезв. Но об опасности не сообщили.

Такую коллективную халатность потом называют причиной самых масштабных трагедий. Несколько дней назад на Байкале похожая история, к счастью, закончилась иначе. Очевидцы вовремя предупредили инспекторов. Судно "Таёжник" отправилось бы, возможно, в последний рейс. Служебный баркас не предназначен для перевозки пассажиров. Жилетов 9 — только для команды. А в каюте — 24 человека, среди них дети. Капитан Алексей Жулькин хотел подзаработать и подвезти группу томских туристов.

"Чуть-чуть" потянуло на 0,5 промилле в крови. Это — либо вчера было очень бурное застолье, либо сегодня выпил полстакана водки перед выходом на смену. На воду самого глубокого озера в мире. И здесь вина не только капитана, у которого даже судового журнала не оказалось. Руководитель группы туристов договорилась о нелегальной поездке. Провела на борт молодёжь и детей. И до конца не признавала опасности.

"Первый раз", говорят инспекторы, может стать последним. Громкие трагедии — тому подтверждение. 2011-й год, теплоход "Булгария", 122 жертвы. Одно из крупнейших кораблекрушений в истории России. Немыслимые нарушения техники безопасности, правил перевозки, халатность команды и технические проблемы на судне.

После этой катастрофы по стране прокатилась волна проверок. Ужесточён закон о контроле за пассажирским судоходством. Увеличены штрафы. Инспекторы зачастили, признают судовладельцы.

Всё имеется на крупных теплоходах. А на небольшом речном трамвае в Новосибирске, который перевозит дачников, полки для спасательных жилетов наполовину пусты. Экипаж объяснил это так: "А это дополнительные сделали вчера корзины, где у нас жилеты будут складываться".

Эксперты признают: нарушений на воде за последние три года в целом стало меньше. Но основная проблема пока не решена.

"Основная проблема - это то, что существуют добросовестные и недобросовестные судовладельцы. За последнее время достаточно много принято мер, направленных на повышение безопасности. Но как были, так и будут, к сожалению, недобросовестные судовладельцы, которые нарушали и будут нарушать", - говорит заместитель главного редактора международного журнала "Транспорт 21 Век" Сергей Кабранов.

И всё чаще нарушают не перевозчики, а те, кто на воду выходит не для заработка. Таких капитанов с начала 2000-х стало больше почти в 10 раз. Ситуация на воде сейчас всё больше напоминает автомобильный бум на дорогах. Движение здесь становится всё плотнее, на реки и озёра выходят катера, небольшие яхты — то, что называют маломерными судами. Поэтому в последнее время всё острее встаёт вопрос проверки такого транспорта.

Патруль госинспекции по маломерным судам теперь выходит на воду в три раза чаще. В Саратове нарушителей ловят по пути на остров Зелёный. На одной из лодок не хватает жилетов, хотя на борту дети. А у владельца просрочены права на управление. Штрафы за езду без прав, незарегистрированную лодку и даже пьянство за штурвалом — максимум полторы тысячи рублей. Суммы нужно увеличивать, считают эксперты. Но этого недостаточно.

Спортивный катер не уступил путь прогулочному теплоходу. Проще говоря, подрезал. На воде всё чаще случаются дорожные ситуации. И культура вождения приходит соответствующая.

"Общим признаком является очень низкая, крайне низкая культура судовождения. Поскольку за штурвал этих маломерных судов садятся те же граждане, те же люди, которые, оставив на берегу автомобили, садятся с этими же взглядами, мировоззрением, с этим же менталитетом, отношением к окружающим", - говорит заместителем начальника управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Анатолий Коваль.

Менять отношение к отдыху и работе на воде эксперты предлагают ещё на стадии обучения. Чтобы капитанов, экипажа, надзорных органов главным стал не контроль, а самоконтроль. Как, например, на этом прогулочном теплоходе на Москва-реке. На борту проходит дискотека под живописные виды ночного города. Обычно такие суда в зоне риска. Но здесь персонал следит за пассажирами.

Следить за порядком остаётся считанные недели. Потом по очереди будет закрываться навигация в разных регионах страны. И сейчас инспекторы призывают быть особенно бдительными. На финишной прямой многие нередко расслабляются.

 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей