На озере Байкал сгорел прогулочный теплоход «Баргузин-2», пострадавших нет
Для почти 120 пассажиров теплохода "Баргузин-2", которые отправились на прогулку по Байкалу, путешествие обернулось настоящей спасательной операцией. Пережить им пришлось массу ярких, но не совсем приятных впечатлений.
Находясь в полутора километрах от берега, судно загорелось. Никто не пострадал - команда оперативно пересадила всех на спасательные плоты, а вот багаж весь сгорел. Сейчас страховые компании решают вопрос о выплатах компенсаций, а следователи выясняют, что же случилось на борту.
Глаза слезятся от едкого дыма, пульс зашкаливает от страха. Черное облако уже поглотило половину теплохода и подбирается к носовой части. На небольшом пространстве — давка. 117 пассажиров и четыре спасательных судна вместо шести; два сгорели за секунды.
"В плотах места не хватало, плот рассчитан на 20 человек, всего плотов было четыре спущено. 80 человек попало в плоты, какой-то перегрузило, какой-то заливало водой. Если бы не яхта, не обошлось бы без жертв", - говорит пассажир теплохода "Баргузин" Игорь Филиппенко.
Спасительная случайность. Владелец частной яхты Александр Ляховчук вспоминает — уже собирался идти спать в каюту, но вдали увидел дымящийся теплоход и решил подойти ближе. В результате у "Баргузина-2" оказался всего спустя три минуты после начала пожара.
"В первую очередь, что самое главное - детей человек тридцать, наверное, забрал, дети были маленькие, грудничков было три или пять, и беременная женщина", - рассказывает он.
Александра Ляховчука пассажиры называют не иначе как героем. А вот к действиям экипажа "Баргузина-2" у некоторых серьезные претензии.
"Командир корабля был весь белый и не представлял, он не знал, что делать реально. И из всей команды только один механик знал и руководил спасением. Но они не вызвали ни спасение, ничего, потому что рации не работали", - рассказывает пассажир теплохода "Баргузин-2" Юлия Кузьмина.
По предварительным данным, пожар возник после того, как в машинном отделении взорвался двигатель. Но вот вопрос — как судно, которое прошло плановый ремонт прошлой зимой, и было осмотрено перед навигацией, могло вот так оказаться неисправным? И кто в ответе за то, что обычная водная прогулка чуть не обернулась трагедией?
"В настоящее время проводятся допросы членов команды, свидетелей, с целью установления причин возгорания. Назначена судебная экспертиза", - рассказал журналистам руководитель Следственного отделения на транспорте Восточно-Сибирского СУТ СК России Александр Кузнецов.
Уже известно, что Восточносибирское речное пароходство проверит весь парк флота. Но, казалось бы, после крушения теплохода "Булгария", тогда погибли 122 человека, к безопасности водного транспорта и так - особое внимание. Три года назад был принят закон, ужесточающий ответственность за безлицензионную провозку пассажиров и вводивший штрафы за нарушение требований безопасности.
Например, теплоход "Карл Маркс" всем требованиям безопасности отвечает. Но другой вопрос — как в экстренной ситуации будут реагировать пассажиры, ведь в панике разглядеть, что написано, скажем, на табличках, довольно сложно. Не говоря уже о том, что перед круизом путешественники, кажется, меньше всего задумываются, как пользоваться спасательным жилетом.
"Был момент, когда мне дали спасательный жилет, а я даже не знаю, в какую дырку засовывать руки, как его надевать. Да, я запаниковал", - признается пассажир теплохода "Баргузин-2" Игорь Филиппенко.
Именно такие знания могут оказаться жизненно необходимыми, особенно если спасение утопающих по чьей-то вине становится их собственным делом.