Москва не сразу строилась. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 10.07.2017
Парадные проспекты, знаменитые высотки и широкие улицы. В 1935 году Москва обрела новое лицо. На бумаге. «Генплан 1935 года - это был генплан столицы первого в мире государства победившего социализма», - рассказывает заместитель генерального директора ГУП «НИ и ПИ Генплана г. Москвы» Олег Баевский.
Первым делом взялись за главную улицу – Тверскую, тогда улицу Горького. «Улица была меньше 20 метров шириной, трех- и четырехэтажные дома», - рассказывает историк архитектуры Николай Васильев. Ее расширили с 17 до 37 метров. Сносить старые особняки не стали, их просто… отодвинули. Уникальную технологию разработал архитектор Эммануил Гендель. Дома ставили на рельсы и передвигали вместе с жильцами, а вокруг возводили новые здания.
По генплану 1935 года Москва увеличивалась больше, чем в два раза - с 24 до 60 тысяч квадратных метров. Тогда же в проекте появились главные проспекты столицы. Но реализовали идею уже после войны. Ленинский, Новый Арбат... Последним проложили Проспект Сахарова. В 30-е годы на этом месте был маленький Уланский переулок.
Одно но... Генплан не решал главной проблемы – жилищной. За дело взялись в 60-ые. Тогда в Москве появились знаменитые пятиэтажки. В 70-е строить новое жилье стали по принципу - все под рукой. Детские сады, школы, поликлиники и магазины. За каждой реконструкцией Москвы стояла своя задача.
«Генплан 1935 года – это система общественных пространств, генплан 1971 года - это культурно-бытовые условия, жилищные условия. Генплан 1999 года - развитие общественных и торговых центров, реорганизация производственных территорий, реконструкция жилищного фонда», - объясняет Олег Баевский.
А сейчас Москву делают комфортной для пешеходов и туристов. На месте проезжей части появляются широкие тротуары. По историческому центру теперь проще гулять. «В двух шагах от Кремля появится парк «Зарядье», который станет частью единого пешеходного маршрута Кремлевского кольца», - рассказывает архитектор Петр Мироненко. Но главное город должен быть удобным. Причем для самых разных людей.