Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
26 июля 2011, 21:02

Конфиденциальная информация клиентов интернет-магазинов попала в общий доступ

Новый скандал, разразившийся в Интернете, быстро перешёл из виртуального пространства - в реальное. На этот раз в открытом доступе оказались личные данные клиентов онлайн-магазинов. Причём не только покупателей бытовой техники, книг или железнодорожных билетов, но и тех, кто заказывал себе взрослые игрушки.

Отныне в Интернете видны интимные подробности жизни десятков российских пользователей. Точнее, их предпочтения в сексуальной сфере. Например, Ольга из Санкт-Петербурга недавно купила через интернет-магазин сразу 14 пикантных товаров. Среди них - кожаная плетка. Житель Екатеринбурга Константин там же приобрел игрушку для взрослых посерьезнее. А потом обнаружил свою покупку и данные - имя, фамилию и адрес - доступными всем. Теперь возмущается - мало того что прославили на весь свет и Интернет, так еще и сюрприз испортили. Покупал ведь не себе. Друзьям на свадьбу.

Массовая утечка из виртуальных секс-шопов и множества других интернет-магазинов, например, бытовой техники, произошла через популярные поисковые системы: "Yandex", "Google" и "Mail.ru". Все они в один голос заявляют о своей невиновности. Объясняет: наши умные машины просто делают свое дело - ищут информацию и находят ту, что в открытом доступе.

"Виноват, безусловно, владелец магазина. Это недосмотр либо разработчиков, либо администратора, либо и тех и других. Это некомпетентность людей, которые создали вебсайт и сделали эту информацию доступной без пароля", - считает глава центра разработки "Google" в Москве Евгений Соколов.

Владельцы пострадавших магазинов либо отказывается от комментариев, либо грешит на хакеров.

"Мы никакого не имеем отношения к этому. Это защищена система. Я исключаю возможность такой ошибки. Возможно, это хакерская атака по чьему-то заказу", - говорит владелец виртуального интим-магазина Алексей Дмитриев.

"Ответственность за это лежит только на администраторах сайтов, которые не разместили специальных файлов, запрещающих любым поисковым системам индексацию и сохранение этой информации у себя в базе данных", - считает ведущий вирусный аналитик Сергей Голованов.

Но смущала одномоментность выброса и число пострадавших. В списке - и магазины бытовой техникой, и даже продавцы железнодорожных билетов. В "Яндексе" теперь спокойно можно узнать закрытую информацию: номер поезда, время и имя пассажира. В итоге, к концу дня виновные нашлись, точнее - признались. Компания - разработчик программного обеспечения для интернет-магазинов нашла в своем продукте дыры, из которых утекала информация. И продуктов таких было продано не в 80, а 8 тысяч. Почти эпидемия.

И все это на фоне недавнего скандала с смс-сообщениями от оператора связи – "Мегафон". Отправленные через Интернет 8 тысяч эсэмэсок в Интернете в итоге и оказались все на том же "Яндексе". Тогда утечку смогли ликвидировать за несколько часов. У виртуальных магазинов технических возможностей сотового оператора нет. Поэтому данные о персональных покупках спокойно можно найти в сети до сих пор. 

 "Не надо питать иллюзии по поводу интернета. Сеть - это технология. Технология создана людьми. И люди совершают ошибки", - говорит ведущий вирусный аналитик Сергей Голованов.

Платят за эти ошибки сами пользователи. Так как найти виновного и доказать нанесенный ущерб при нынешнем законодательстве очень сложно, но можно.

"На сегодняшний момент предусмотрена ответственность, установленная кодексом административных правонарушений. Эта статья 1311-я, максимальная сумма штрафа - 10000 рублей", - говорит замначальника Управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора Юрий Кантемиров.

Просто всегда нужно осознавать: выбирая скорость и комфорт виртуальной жизни, пользователь рискует подробностями жизни личной. Ведь в Интернете действительно найдется и хранится все.

"За нами постоянно наблюдают. Мы составляем досье на самих себя, просто выходя на улицу, пользуясь телефоном, банкоматом, покупая что-нибудь в Интернете", - говорит специалист по защите личной информации Джонатан Бэмфорд.

Работают в сети не только крупные компании, способные обеспечить максимальную защиту данных. Часто люди, не задумываясь, доверяют самое сокровенное небольшим сайтам. При желании сейчас из социальных сетей и данных запросов поиска о человеке можно узнать такое, что он скрывает даже от близких друзей. И невольно задумаешься: может, в магазин иногда лучше ногами сходить?

Читайте также: