Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
29 сентября 2013, 21:53

Факультет ненужных вещей — как производители сокращают срок жизни своих товаров

Охота пуще неволи - в Японии во время сильнейшего тайфуна "Мани" и одновременного землетрясения почти в 6 баллов всю ночь страждущие нового смартфона ждали открытия магазинов на улице, завернувшись в полиэтиленовые пакеты и при порывах ветра хватаясь за уличные фонари. Сжалившиеся владельцы одного из магазинов даже пустили фанатов внутрь. А потом снова выставили на улицу - ждать вожделенную новинку, с более стойким аккумулятором и более четкой камерой.

Плазма честно отработала 2 года. Строго по гарантийному сроку. А после казавшийся надежным телевизор просто не включился. Диагностика и заключение - ремонт - обойдется в 16 тысяч рублей. Цена такого же в магазине - чуть больше двадцати тысяч.

"Я думаю, что мы купим новый, поскольку он отработал. Любая бытовая техника буквально год-полтора, как только гарантия заканчивается, ломается. Приходится покупать новый", - рассказывает Артем Катаев.

Этот круговорот вещей в квартире многие и не замечают, когда, казалось бы, новую технику сменяет очередная новинка. Ведь запятую во фразе "Чинить нельзя купить" уже давно поставили сами производители.

"Если обратите внимание - вокруг микросхем есть блестящая субстанция, со всех сторон микросхемы облиты. При этом производители норовят сделать его химический состав самым разным, чтобы ремонтировать было неудобно", - рассказывает операционный директор сервисный центр по ремонту бытовой техники Андрей Беляев.

На ремонт уходит немало времени. Применяют лазер, нагревают, счищают - работа ювелирная. Долго и дорого. Но проблема, говорят мастера, в другом. Многие чипы в микросхемах изначально делают уникальными. Для каждого модельного ряда - свой. Как только компьютер или телефон снимают с производства - деталей днем с огнем не сыщешь. Например, чипы - чуть больше спичечной головки. На языке мастеров называются "ключи". Перегорают часто. И, как правило, для трехлетнего ноутбука аналог найти уже сложно. А значит, компьютер на свалку.

"Это правила игры. Я бы сказал, что это правила игры запланированного устаревания, чтобы заставить людей постоянно покупать товары. Если они ломаются, вы вынуждены купить новые. Это делается, несмотря на то, что на создания вещей, которые изнашиваются в срок, требуется больше ресурсов, больше энергии, множество материалов. И вообще это против инженерных принципов", - говорит производственный инженер, промышленный дизайнер, футуролог Жак Фреско.

Против инженерных принципов кажется, когда современный мобильный телефон требует постоянной подзарядки - батареи хватает на день максимум. Сами аккумуляторы служат от года до трех лет. К тому же такая невыносливость не редко выводит из строя и сам гаджет.

"Может перезагружаться постоянно, может заряжаться до определенного уровня. В некоторых моделях аппаратов проблемы со связью могут быть", - сообщил инженер по ремонту техники Владимир Есин.

Маркетологи утверждают, что тенденцию производства ненадежных товаров отчасти, сами того не подозревая, поддерживают потребители. Ведь всегда хочется чего-то нового и обязательно подешевле, чтобы в телефоне, например, камера была лучше, экран ярче и современный дизайн. Но стремление к совершенству - не всегда путь к долговечности товара. И эта свалка бытовой техники - как памятник обществу потребления, где мы уже привыкли покупать, чтобы выбрасывать.

В конкурентной борьбе погоня уже не столько за надежностью, сколько за доступностью. Как следствие - использование недорогих комплектующих. Еще одна и, пожалуй, главная причина ненадежности товаров на современно рынке - экономическая нецелесообразность делать, что называется, на века.

"Вся обувь, которая на нашем рынке есть, в лучшем случае предназначена для двух сезонов носки. Не более того. Никакому заводу не выгодно выпускать так, чтобы потом остановить производство, и все до конца жизни ходили в его обуви", - говорит руководитель Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев.

То же самое и с одеждой. Наталья Печерская пошивом занимается уже 20 лет, и говорит, что хорошо помнит ткани, такие, как, например бостон, которым сноса не было. Сейчас найти что-то подобное невозможно.

"С костюмами, с хлопком, с шелком в основном проблемы в изменении цвета, то основная проблема с трикотажем не то что цвет меняется, а то, что происходит пилинг, образовывались катышки", - говорит портной по пошиву одежды Наталья Печерская.

То, что на первый взгляд кажется случайностью или же просто некачественным изделием, на самом деле нередко ничто иное как заранее спланированное так называемое старение товара.

Срок эксплуатации не может исчислять десятилетиями. Например, как пылесос, который работает больше века. Или лампочка светит пусть все тусклее, но тоже с начала прошлого столетия. Камеру видеонаблюдения рядом уже сменили. Предыдущая - сломалась. И, конечно, такие сверхнадежные товары для производителей - просто гибель. Для экономики - упадок: перепроизводство, сокращение рабочих мест. Поэтому еще в начале прошлого столетия в США изготовители все тех же лампочек договорились выпускать продукцию, срок службы которых не более 1000 часов, снизив его в два с половиной раз от возможного. И сегодня большинство компаний идут именно по этому пути.

Например, в автопроме ставка тоже делается не на надежность и увеличения срока службы, уверяют эксперты. Здесь появилось понятие – "сервис как стратегия". То есть основная прибыль компании вовсе не за счет продаж, а от обслуживания автомобилей. Замена комплектующих потребителям обходится не дешево. А ломаются все чаще. Но теперь уже никто и не обещает, что автомобиль или бытовая техника прослужит долго.

"Исчезли из рекламы все те атрибуты старой рекламы, что за этим столом писал еще ваш дедушка, вечная игла для примуса. Сейчас основной слоган: в этом сезоне это носить, иметь и так далее не модно. И если вы открываете новый журнал, любой телевизионный проект - вам тут же сообщают, что появился новый гаджет. Вы еще старый не успели освоить", - говорит психолог Сергей Ениколопов.

В итоге, заключает психолог, мы становимся рабами все новых и новых покупок. И уже не замечаем этого. А мастерские по ремонту той же бытовой техники просто вымирают. Ведь проще, быстрее, а зачастую и дешевле купить что-то новое. Тем более, когда от предложений  отбоя нет.

,

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей