Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
27 июля 2014, 21:26

Обстоятельства крушения «Боинга» над Украиной вызывают вопросы у экспертов Минобороны РФ

Россия сформировала группу специалистов для участия в расследовании катастрофы малазийского "Боинга" над территорией Украины. Её возглавил заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой.

В его ведении находятся вопросы лётной эксплуатации и безопасности полётов, он сам много лет провёл за штурвалом.

Ранее российская сторона предложила, чтобы к выяснению причин трагедии подключились эксперты, которые работали в другой комиссии - в 2001 году после того, как над Чёрным морем украинский зенитно-ракетный комплекс С-200 сбил Ту-154, летевший рейсом Тель-Авив-Новосибирск.

Военные аспекты нынешних событий вызвали, по меньшей мере, 32 вопроса - это только официально сформулированные Министерством обороны и Росавиацией.

"На эти точки подвешиваются бомбы, вот такие блоки с реактивными снарядами. А вот на эти точки - это пусковая установка, на нее подвешивается ракета "воздух-воздух", - поясняет военный летчик, полковник в отставке Виктор Пименов. Он рассказывает о вооружении штурмовика Су-25. Говорит, что, конечно, в первую очередь тот предназначен для поражения наземных целей. Но способен атаковать и объекты в воздухе.

"Указаны характеристики самолета Су-25, что он может работать с высоты 5000 метров – то есть, это для наземных целей. А вот ракету класса "воздух-воздух" он может применять во всем диапазоне высот. То есть, и на 10 тысячах он ее тоже может применить", - говорит военный эксперт.

О том, что малазийский "Боинг" на высоте 10 тысяч метров мог сбить украинский военный самолет, эксперты заговорили еще в начале недели, когда Министерство обороны России обнародовало данные объективного контроля. Как выяснилось, за несколько минут до катастрофы российские радиолокационные средства зафиксировали в небе рядом с "Боингом" украинский штурмовик.

"В воздухе на этой территории находилось три гражданских самолета, выполняющие регулярные рейсы. Рейс из Копенгагена в Сингапур в 17.17, Париж - Тайбей - 17.24 и Амстердам - Куала-Лумпур. Кроме того, зафиксирован набор высоты самолетом Су-25 украинских ВС в направлении малазийского "Боинга". Удаление Су-25 от "Боинга" составило от 3 до 5 километров", - сообщил Андрей Картаполов, начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ.

Украинский военный самолет несколько минут преследовал "Боинг", а когда лайнер начал падать, то и сам резко сменил высоту и пропал из зоны видимости.

На месте катастрофы на этой неделе работали представители ОБСЕ. Они изучали обломки самолета, пытаясь установить по повреждениям обшивки, из какого оружия был сбит лайнер.

"Пожалуй, даже дилетанту очевидно, что отверстия были почти как те, что остаются после попадания из пулемета. И если дальше размышлять в этом духе, то таких повреждений на металле мы не видели где-либо еще", - рассказал Майкл Бочуркив, пресс-секретарь миссии ОБСЕ на Украине.

У современных боевых самолётов, конечно, пулемётов нет. Возможно, представитель ОБСЕ имел в виду автоматическую пушку. Вот она двуствольная 23-миллиметровая - в носовой части Су-25. Боекомплект - 260 снарядов.

"Скорострельность авиационной пушки - порядка четырех тысяч выстрелов в минуту, то есть, в секунду выходит порядка 80-100 снарядов", - поясняет военный летчик-снайпер Сергей Екимов.

Но эта версия, кажется, отходит на второй план. Несмотря на то, что официально расшифровка "черных ящиков" не обнародована, сегодня американская телекомпания CBS, ссылаясь на европейского чиновника, сообщила, что "Боинг" был сбит ракетой. Данные самописцев подтвердили обширную взрывную декомпрессию - неожиданное падение давления в салоне лайнера. То есть, было моментальное разрушение части фюзеляжа.

Но необходимо установить, что это была за ракета: класса "воздух-воздух" или выпущенная с земли. Некоторые военные эксперты, изучившие повреждения обшивки лайнера по фото, сходятся во мнении, что самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом "Бук".

"У меня лично богатый опыт. В течение многих лет на полигонах выполняли стрельбы. И если судить по этому рисунку, это характерная пробоина от ракеты ЗРК "земля-воздух". Подрыв боевой части ракеты идет в зависимости от типа цели на разных расстояниях. А здесь, видать, основная струя попала в этот блок, и вот такое значительное повреждение", - полагает Айтеч Бижев, в 2003-2007 годах заместитель главнокомандующего ВВС РФ.

"Полуактивная головка самонаведения "Бука" снабжена радиовзрывателем, который производит детонацию взрывчатки в голове ракеты в случае, если расстояние до цели достигло 17 метров. Если ракета промахнулась, прошла дальше 17 метров - включается самоликвидатор", - рассказывает военный эксперт Михаил Тимошенко.

В момент катастрофы "Боинг" находился в радиусе действия украинских зенитно-ракетных комплексов "Бук". Причем в том районе 17 июля их было несколько. Это подтверждают данные объективного контроля, обнародованные Министерством обороны России. Один из комплексов находился в состоянии полной боевой готовности.

"На снимке хорошо видна самоходная установка с повернутой пусковой установкой, около 60 единиц различной военной и специальной техники, укрытия для техники и другие сооружения для техники", - сообщил Андрей Картаполов, начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ.

Вообще в районе боевых действий под Донецком еще за несколько дней до трагедии наблюдалась активность украинских сил ПВО. Это видно из данных объективного контроля. Сопоставив снимки со спутников, можно отследить, как перемещались "Буки". Вот 14 июля они на украинской военной базе, 17 июля, в день трагедии на той же базе их уже нет. Однако "Буки" появились в районе Зарощенское рядом с территорией, занятой ополченцами. После трагедии 18 июля с этого места зенитно-ракетные комплексы пропали.

Учитывая, что у ополченцев нет авиации, не ясно вообще, что здесь делали украинские ПВО? В Росавиации на этой неделе сформулировали 28 вопросов к украинской стороне. Их планируют передать в комиссию по расследованию авиакатастрофы малазийского "Боинга". Один из вопросов - почему небо в зоне конфликта не было закрыто для гражданских самолетов? Ведь еще в 1988 году, после катастрофы иранского пассажирского самолёта, сбитого над Персидским заливом ракетой с американского крейсера, Международная организация гражданской авиации разработала специальное руководство по мерам безопасности в зонах военных конфликтов.

"Это руководство требует, чтобы гражданские воздушные суда не летали в районах опасной военной деятельности. Уместен вопрос: почему продолжающийся несколько месяцев вооруженный конфликт на юго-востоке Украины, сопровождающийся многочисленными потерями со стороны военно-воздушных сил Украины, не вынудил авиационные власти Украины и Евроконтроль принять решение в отношении закрытия Днепропетровской зоны обслуживания воздушного движения, в районе ответственности которой находятся Луганск и Донецк?" - спрашивает Александр Нерадько, глава Росавиации.

Также у Росавиации есть и вопросы, касающиеся состава и работоспособности украинских РЛС, включая военную систему "Купол", суточного плана ВВС Украины и данных о фактическом наличии и расходе зенитных управляемых ракет. До сих пор Киев эти данные так и не обнародовал. Там только твердят, что "Боинг" был сбит ополченцами. Якобы у них есть зенитно-ракетные комплексы "Бук".

Эту версию поддерживает и Вашингтон - не обнародуя при этом снимки со своих спутников. Доказательства, которые приводят, не выдерживают никакой критики. Сомнительное видео из интернета и записи якобы переговоров ополченцев. Явные фальшивки, смонтированные из разных кусков. На этой липовой записи переговоров ополченцев, якобы сбивших "Боинг", за одного из собеседников выдали российского военного эксперта, полковника в отставке Мусу Хамзатова.

"Сочетание моего изображения. Голоса похожего одной фразой на мой голос, как говорят товарищи. Вот такой подход к этой фальшивке мне не понятен. Сразу было видно, откуда взята фотография. Только не понятно было, с какой целью, зачем спешили, чтобы взять фотографию меня, достаточно публичного человека", - недоумевает независимый военный эксперт Муса Хамзатов.

Зачем спешили? Возможно, киевские власти просто торопились замести следы. Ведь в истории крушения малазийского "Боинга" до сих пор ключевым вопросом остается траектория полета самого лайнера.

Летевший по прямой, он неожиданно отклонился от курса на 14 километров севернее, выйдя из международного коридора, сбавил скорость и снизился на 400 метров. Его словно вели под удар. Комплекс "Бук М1" имеет ограниченные возможности. Чтобы поразить летящий на высоте 10 тысяч метров со скоростью примерно 900 километров в час самолет, у расчета есть не больше одной-двух минут, иначе цель просто выйдет за пределы досягаемости.

Какие команды отдавал экипажу диспетчер, до сих пор неизвестно. Хотя обнародованная запись переговоров могла бы пролить свет на причины катастрофы. Но ее сразу после трагедии изъяла СБУ. По мнению российских авиационных властей, необходимо изучить и записи переговоров на командно-диспетчерском пункте, управлявшим воздушным движением, и запросить записи радиообмена диспетчера с другими пунктами управления и силами ПВО Украины. Также необходима информация и обо всех радиолокационных станциях в районе катастрофы.

"Если предположить, что Вооруженные силы Украины знали о возможности применения боевых средств поражения гражданских воздушных судов на больших высотах с использованием системы "Бук", они должны были зафиксировать работу соответствующих радиолокационных станций. Как это было сделано российскими Вооруженными силами, соответствующая информация о чем доводилась на брифинге Министерства обороны Российской Федерации. В этом случае Международная организация гражданской авиации требует немедленно связаться с экипажами воздушных судов на аварийной частоте и передать прямое предупреждение о чрезвычайной ситуации. Этого сделано не было. Комиссия по расследованию должна выяснить, зафиксировали ли вооруженные силы Украины активность "чужих" радиолокационных станций в зоне полета рейса MH-017, и пытались ли они в этой связи выдать необходимые предупреждения экипажу самолета. Готовность экипажа к возникновению чрезвычайной ситуации в этом случае помогла бы снизить тяжелые последствия авиационного происшествия", - говорит глава Росавиации Александр Нерадько.

Непонятно, почему до сих не опубликован радиообмен не только с малазийским лайнером, но и с самолётами авиакомпаний "Сингапурские авиалинии" и "Эйр Индия". Они также находились в воздухе недалеко от места катастрофы. Кроме того, необходимо установить, как работала в районе падения "Боинга" система спутниковой навигации. Ведь прежде проблемы уже были.

"Ранее Росавиация получала от экипажей российских воздушных судов информацию о сбоях в работе спутниковой системы навигации GPS при полетах над территорией Украины. Необходимо, чтобы власти Украины представили сведения о том, использовались ли в тот день происшествия средства постановки помех для работы GPS. Принимая во внимание, что в этот момент в том же районе находились другие самолеты, необходимо срочно получить от их экипажей замечания о работе бортового и наземного навигационного оборудования. Это может объяснять причину отклонения экипажа малазийского воздушного судна севернее от линии, которая задавалась планом полета", - уверен Александр Нерадько.

Еще одна версия, которая появилась на этой неделе в пятницу: лайнер был сбит во время учений украинских сил ПВО. Агентство РИА "Новости", ссылаясь на данные источника в силовых структурах Украины, сообщило что в день катастрофы проводилась тренировка по отработке снятия с блокировки системы пуска ракет. Учения проводил 156-й зенитно-ракетный полк. Военные должны были отработать условное уничтожение целей ракетой комплекса "Бук-М1", но по трагической случайности мог произойти реальный пуск. В этот момент совпали маршруты полетов пассажирского лайнера и участвующего в учении украинского штурмовика Су-25.

"Тактические учения зенитно-ракетным полком или соединением ПВО должны проводиться в тех районах, где гражданские суда, естественно, не летают. А вот ту частную тренировку, которую проводил командир батареи или дивизиона, они не ограничивали себя местоположением и могли провести рядом с этой трассой", - полагает Сергей Хатылев, полковник запаса, с 2007 по 2009 год начальник зенитно-ракетных войск Командования специального назначения ВВС РФ.

Спешное обучение прямо на месте. Объясняется тем, что с 2001 года учений сил ПВО на Украине не было ни разу. Их запретили сразу после того, как из-за трагической ошибки во время учений украинские зенитчики на высоте 11 тысяч метров сбили гражданский Ту-154 над Черным морем, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. И получается, что после той трагедии более 10 лет зенитчики ни разу не тренировались. То есть, офицеры, закончившие военное училище в этот период, знают лишь теорию. Не говоря уже о рядовом и сержантском составе.

В Росавиации считают, что для установления причины катастрофы, Украина должна предоставить информацию о возможном проведении учений сил ПВО в этом районе.

"Кроме того нужна радиолокационная обстановка, включающая полную информацию о полетах военных воздушных судов в той районе в зоне вооруженного конфликта и в то же самое время. К этим данным должны быть дополнительно приложены переговоры полетов военных самолетов с военным сектором и между собой. Необходимы данные средства объективного контроля военных самолетов, которые были на борту военных самолетов, находящихся в то самое время в районе вооруженного конфликта", - сказал Александр Нерадько.

С момента крушения малайзийского Боинга прошло уже десять дней. Но пока в этой трагической истории лишь множество вопросов и ни одного ответа. Конечно, все ждут результатов расшифровки "черных ящиков" и в первую очередь, записи бортового речевого самописца, на котором должны сохраниться переговоры экипажа с диспетчером. Тот самый разговор, который почему-то до сих пор киевские власти скрывают.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей