26 марта 2016, 10:18

Институт ядерных исследований в Дубне празднует 60-летие

Сложнейшие эксперименты, научные комплексы мирового класса и десятки открытий, в том числе, новых элементов таблицы Менделеева... 60 лет отмечает Объединенный институт ядерных исследований в подмосковной Дубне. Разработки ученых применяются в медицине, космической отрасли, сфере безопасности, а в скором будущем там собираются приоткрыть тайну образования Вселенной.

Несмотря на сложное название, он был на слуху во всём мире — протонный ускоритель синхрофазотрон. Ажиотаж в 50-х был как в наши дни вокруг большого адронного коллайдера. Физики только образованного тогда Международного ядерного института побили все рекорды получаемой энергии.

По гигантскому каналу того синхрофазотрона советские учёные запускали пучки протонов и ядер на протяжении сорока лет. Когда этот ускоритель построили в конце 50-х, его признали самым тяжёлым в мире. Современные коллайдеры и ускорители гораздо компактнее. Самые передовые ускорители, новейшее оборудование и открытия мирового уровня в разных областях науки - всё это Объединённый институт ядерных исследований сегодня.

"В таблице Менделеева уже есть элемент дубний, уже с того времени 50 лет прошло, в 1965 году был открыт дубний. Это элемент с номером 105", - рассказывает директор Объединённого института ядерных исследований Виктор Матвеев.

В заполнении периодической таблицы Дубненскому институту, пожалуй, нет равных в мире. С 2000-х здесь, в лаборатории ядерных реакций открыты все новые элементы, начиная со 113-го. 114-й элемент уже назван "флеровий" в честь основателя лаборатории Георгия Флёрова, для других предстоит придумать названия.

"Это будет 115-й элемент, который будет назван московием в честь древней русской земли, откуда, собственно, и пошли все корни нашей России", - говорит директор Лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флёрова ОИЯИ Сергей Дмитриев.

Учёные из Дубны постигают также одну из самых таинственных и перспективных областей науки — нейтринную физику, физику элементарных частей нейтрино.

"Практически невесомая частица. Эта частица ни с чем практически не взаимодействует. Она может пролететь от Солнца до Земли, сквозь Землю, и мы даже не узнаем об этом", - объясняет директор Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ Вадим Бедняков.

Благодаря этим свойствам нейтрино можно будет использовать в будущем для передачи энергии и информации на расстояния хоть в сотни световых лет без всяких преград. Чтобы засечь частицы, проходящие сквозь Землю, и изучить их, учёные института строят на Байкале гигантский подводный телескоп - само озеро станет его линзой. Частицы нельзя увидеть, но при их взаимодействии с водой возникает свечение, которое и будет регистрировать комплекс.

"Из таких оптических модулей состоит Байкальский нейтринный телескоп, который располагается на глубине 1 километра 200 метров до 600 метров. Там гирлянды из таких шаров, оптических модулей, и всё это, объём этого детектора будет один кубический километр", - рассказал начальник научно-экспериментального отдела ядерной спектроскопии и радиохимии Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ Виктор Бруданин.

От фундаментальной физики - к практической медицине. В лабораториях Дубненского института создаются современные средства для лечения самых опасных недугов.

"Мы производим микроисточник радиоактивного излучения для лечения рака предстательной железы. Сам микроисточник представляет собой капсулу размером 4.5 на 0.8 мм, - говорит начальник производственного отдела Андрей Столяров.

Такие капсулы вводятся в тело больного. Для человека они не опасны, но опухоль имеющаяся доза радиации уничтожит. Технологию уже используют десятки клиник.

Ещё одно средство для борьбы с онкологическими заболеваниями — протонная лучевая терапия. Огромный ускоритель, построенный ещё в 1949 году, модернизировали, и теперь он прицельно борется с опухолями. Для каждого пациента делается фиксирующая маска и специальная насадка, повторяющая форму злокачественного образования. Дозу радиации, опять же, получает только опухоль, но не здоровые ткани.

"Это все формы опухоли, которые находятся в разных структурах, в том числе, в голове, в шее, в грудной клетке", - поясняет заместитель начальника отдела фазотрона Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ Сергей Швидский.

Флагманский проект Объединённого института ядерных исследований — это сверхпроводящий коллайдер НИКА. Его строительство должно завершиться в 2019 году. Коллайдер сможет приоткрыть тайну образования Вселенной - на нём планируют воссоздать Большой взрыв в миниатюре.

"При определённой энергии создаётся максимальная плотность ядерной материи и осуществляется фазовый переход. Именно тот переход, который привёл к рождению нашего мира", - объясняет директор Лаборатории высоких энергий им. В. И. Векслера и А. М. Балдина ОИЯИ Владимир Кекелидзе.

Начала этого эксперимента уже ждут учёные всего мира. В нём будут принимать участие исследовательские группы из тридцати стран. "Наука объединяет!" - это стало главным девизом Ядерного института в Дубне ещё 60 лет назад. Сотрудники говорят, что так будет и дальше.