Строители начали операцию подъема автодорожной арки моста через Керченский пролив
Новый важный этап строительства моста через Керченский пролив стартовал в Крыму. К фарватеру в эти минуты снова везут арку, теперь автомобильную. Она почти такая же огромная, как и железнодорожная, за установкой которой все наблюдали в августе. Но эта конструкция чуть легче, да и опыт технологически сложных операций уже есть.
Уникальный момент: даже невооруженным глазом видно, как судоходная арка будущего автомобильного моста, огибая мыс Ак-Бурун, выходит в Керчь-Еникальский канал. Путь от керченского берега, где ее собирали в течение года сотни специалистов до места установки, занимает около пяти километров.
Решение о начале второго этапа сложнейшей морской операции специалисты приняли, как только был получен благоприятный прогноз погоды на ближайшие 72 часа. Учитывая гигантские размеры арки – ее длина 227 метров, а высота от нижней части до верхней точки – 45 метров, скорость ветра в проливе должна быть минимальной. О временном прекращении навигации в Керченском проливе капитанов судов предупредили заранее.
Чтобы увидеть своими глазами исторический момент, на набережной Керчи и горе Митридат местные жители стали собираться еще на рассвете. Для некоторых наблюдение за строительством самого протяженного в России моста – его длина 19 километров – превратилось в своеобразное хобби. С фотоаппаратом в руках Виктор фиксирует каждый этап вот уже на протяжении полутора лет.
В режиме реального времени десятки тысяч людей со всей России и из-за рубежа наблюдают за ходом транспортировки арки в интернете. Трансляция ведется с воздуха. Ощущение, как будто в какой-то в виртуальной игре пролетаешь над акваторией. Но это реальность. С мостом, который свяжет Крымский и Таманский берега, многие связывают свое будущее.
Автомобильная арка шире железнодорожной, которую установили в проливе в конце августа, при этом легче почти на тысячу тонн. Ее конструкцию инженеры сравнивают с натянутым луком, а подвески – с тетивами. Свод сигнально белого цвета поддерживает нижнюю часть высокопрочными стальными канатами.
«Это практически трос, тросовая система. Таких элементов у нас суммарно 44, 22 на каждую сторону арочного пролетного строения, весом – 15-25 тонн суммарным. Длину если сложить – 1200 погонных метров. Таким образом, мы получили более ажурную, более легкую визуально конструкцию», - поясняет заместитель гендиректора компании «СГМ-Мост» Дмитрий Кондаков.
Каждый этап – от спуска арки на понтоны до подъема на проектную высоту – отработан до мелочей. В конце лета во время установки железнодорожного арочного пролета строители, инженеры и моряки приобрели уникальный опыт. До этого столь масштабные конструкции в нашей стране еще никогда не перевозили по морю, а тем более не устанавливали на опоры прямо с воды. Автомобильная арка, по расчетам экспертов, выдержит и 9-балльное землетрясение, и штормовой ветер, который здесь порой достигает 40 метров в секунду. Кроме этого, конструкция оборудована громоотводами, стоками для воды и даже метеодатчиками.
Впереди – самый сложный этап, требующий особого внимания и ювелирной точности. Плавучую систему с аркой нужно завести между опорами так, чтобы расстояние с каждой из сторон не превышало 65 сантиметров.
От Керченской технологической площадки автомобильный арочный пролет, установленный на специальные понтоны катамаранного типа в сопровождении буксиров преодолел большую часть пути. После того, как эту гигантскую конструкцию общим весом около 5 тысяч тонн доставят к фарватерным опорам и развернут параллельно первой железнодорожной арке, начнется процесс подъема на проектную высоту – 35 метров – для того, чтобы любые суда беспрепятственно могли проходить под будущим мостом через Керченский пролив.