Владимир Путин поздравил сотрудников автомобильного завода «КамАЗ» с 50-летием предприятия
Владимир Путин сегодня в Набережных Челнах, на заводе «КамАЗ». Заводу ровно полвека. Юбилей. Вот был миф, в советское время родился: ракеты мы можем делать, танки, автоматы можем, а вот в мирной жизни мы ничего не можем. Табуретку и то лучше импортную покупать. Так вот, это именно что миф, в смысле неправда. И завод «КамАЗ», возможно, лучший тому пример. Полвека эти люди делают лучшие в мире автомобили. И сегодня продолжают делать. И завтра, уверен, будут. И президент, он тоже уверен.
Прямо с конвейера юбилейное приветствие. Слесари, инженеры, погрузчики — те, кто собирает грузовики для всей страны, поздравляют друг друга. Руки мастера плюс техника на грани фантастики. Сложно поверить, но так сегодня выглядят цеха «КамАЗа». Шуруповерт с блютус — беспроводной связью.
Обучение в виртуальной реальности, роботы на сборке кабин — до чего дошел прогресс, показали президенту. Владимира Путина встретил директор завода Сергей Когогин. Экскурсия по новому цеху. Его открыли в мае совместно с немецкой компанией «Даймлер». С представителем компании Мартином Даумом глава государства пообщался на немецком.
Здесь производят двигатели. Президенту показали перспективный мотор — это будущее «КамАЗа». Перспективный мотор сможет конкурировать с импортными аналогами. Будет легче, мощнее, экономичнее.
В цеху Путин встретился с работниками предприятия. История «КамАЗа» в лицах. Ветеран предприятия Евлампий Туманов начинал простым инженером, строил первые двигатели. С тех пор выпущено почти три миллиона моторов, а все сегодняшнее руководство — его ученики.
Е. Туманов«Новому поколению передаем отлаженные технологические процессы, новый двигатель нового уровня, мирового качества».
В.Путин: «Это значит, что прошедшие годы прошли не зря, и вы работали не зря, создавая предприятие с 1973 года. Ну и самое главное, что-то двигается. Молодые люди приходят, у него глаза горят по поводу всего, что касается нововведений и всего нового».
Новое поколение. 18-летний Айдар Минеев, победитель конкурса рабочих профессий Worldskills, проходит практику на заводе, где планирует остаться.
Спросили про судьбу моногородов. На предприятии в Набережных Челнах трудится 56 тысяч человек.
С.Голубев: «В этом году прекратили программы поддержки моногородов, но разрабатываются новые. И меня интересует, будет ли сделан в этой программе упор именно на создание и поддержание комфортной, а самое главное, уникальной городской среды».
В.Путин: «Она была рассчитана, по-моему, до 2025 года, но в прошлом году мы приняли решение ее остановить. Но не для того, чтобы закрыть вообще программу, а для того, чтобы обновить и сделать более дееспособной, более эффективной. Фонд поддержки продолжает работать, средства выделяются, на ближайшие три года по 5,5 миллиарда будет ежегодно выделяться. Но дело в том, что комфортная среда проживания, она не связана с этими программами, она связана с созданием рабочих мест. Но на базе вот этих и новых рабочих мест, городские власти должны работать по созданию благоприятной среды».
Спросили про поддержку молодых семей, на «КамАЗе» их тоже немало. Президент рассказал о продлении программы «Материнский капитал», увеличении срока выплат по уходу за ребенком с полутора до трех лет. И еще получать их со следующего года смогут больше россиян. Вопрос и про ипотеку.
М.Филиппов: «В России идет работа над снижением процентной ставки по ипотечным кредитам. Хотелось бы узнать, а можно ли ускорить этот процесс?»
В.Путин: «Искусственно. Лучше этого не делать. Можно и нужно над этим работать, но искусственно делать опасно. Сейчас средняя ставка, по-моему, где-то 8,9. У нас ставка по ипотеке где-то на 2,5–3 процентных пункта больше, чем ключевая ставка Центрального банка. У Центрального банка 6,5, ставка по ипотеке где-то около 9-ти, по-моему, 8,9. Цель – чтобы в ближайшие годы она сократилась до 7,9 примерно. И так дальше нужно двигаться».
Напоследок разговор про уходящий год.
А.Чинаев: «Скажите нам, пожалуйста, какое самое знаменательное событие в этом году было у Вас?»
В.Путин: «Поймал. Вы знаете, когда день начинается, я уже забываю, чем закончился предыдущий. Очень много идет прямо с колес. Могу сказать, что будет самым важным на следующий год. Это 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, это совершенно очевидно для всех нас».
Общение проходит в цеху, который полностью сгорел в 1993-м. Всем миром поднимали с колен. История завода — отражение жизни большой страны. В 60-х, когда по всему Советскому Союзу ударными темпами шла стройка, нужна была рабочая лошадка, чтобы осваивать и пески Средней Азии, и вечную мерзлоту Заполярья, и типовые спальные районы. Завод для удобства построили в Набережных Челнах, на реке Каме. Так и появилось название, которое стало нарицательным.
КамАЗ получился таким удачным, что, как и в космосе, СССР был впереди планеты всей. Самый массовый грузовик в СНГ. Практичный — починить мог сам водитель, которого стали называть камазистом.
Несколько поколений камских грузовиков собрали на выставке. Самосвал из 70-х нашли в башкирском колхозе. Двигатель из первой партии на ходу. «КАМАЗ-мастер» — 10-кратный победитель тяжелейшего ралли «Дакар». А это машина будущего — прототип гибридного грузовика «КамАЗ-Континент» с солнечными панелями на крыше. Но самое интересное внутри — беспилотные технологии, электронные зеркала, даже на руле огромные цифровые панели. Глава государства кабину оценил лично. Внутри кабины три человека: президент, директор предприятия, заместитель директора. Все в полный рост. Журналисты еще долго изучали интерьер. Президенту показали грузовик семейства К5, его производство запустят в следующем году, электробусы — 200 таких уже работают в Москве, образец беспилотного самосвала.
Владимир Путин расписался на кабине и выступил на митинге в честь юбилея.
В.Путин: «Мы гордимся вашим брендом в стране, но «КамАЗ» стал и международным брендом в том числе, а может быть, и прежде всего, благодаря вашим и нашим замечательным спортсменам, которые из года в год показывают уникальные результаты, не жалеют себя на этих престижных международных соревнованиях. Давайте еще раз их с этими победами поздравим».
Встреча с гендиректором «КамАЗа» и руководителем «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Власти страны и госкорпорация спасли предприятие от банкротства на рубеже столетий, когда долги завода были выше, чем ВВП Монако.
В.Путин: «Хорошо помню, и вы тоже, в каком состоянии находилось предприятие в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Сейчас только вспоминали об этом. После пожара, конечно, но дело не только в пожаре. Тут в целом, в экономике, но и, конечно, пожар подкосил предприятие. Вам оно досталось в очень сложное время, и предприятие само было в тяжелом положении. То, что за эти годы произошло, – как феникс из пепла, он восстал и принял совершенно новые очертания, не только внешне, но и по содержанию, по качеству. То, что мы сегодня видели, конечно, впечатляет».
С.Когогин: «Люди в последние годы работали с полной самоотдачей. Это было у всех, от меня до рабочего, от рабочего до меня. Потому что тот объем инноваций, разработок, который мы делали, он потребовал очень серьезной самоотдачи».
С.Чемезов: «За последние пять лет, и даже, я бы сказал, за последние три года мы вложили немало денег, мы потратили 54 миллиарда. Но этого недостаточно, нам необходимо построить вторую очередь завода двигателей. И для этого еще нужно где-то около 50 миллиардов».
Сегодня КамАЗы работают больше чем в 80 странах мира. И справляются с любыми задачами — от уборки улиц до тушения пожаров. Президент призвал не сбавлять темп.