Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
20 января 2020, 12:14

Исполнилось 100 лет со дня рождения великого режиссера Федерико Феллини

Его называют властителем снов и самым неклассическим режиссером из классиков мирового кино. Сегодня сто лет со дня рождения Федерико Феллини. «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Амаркорд». Фильмы, ставшие вехами в истории кинематографа. Их изучают будущие сценаристы, режиссеры и актеры в киношколах по всему миру.

– Меня все интересует, и я всему верю. И мое ремесло постоянно убеждает меня, что я – волшебник, – говорил Феллини.

«Все карты на стол». Так свой стиль называл волшебник в фетровой шляпе, сдвинутой чуть назад. И в этой открытости и таится большой обман Феллини: околдованные, мы следуем за ним и буквально проваливаемся через экран в его внутренний мир. Так, играючи, Феллини изменил мировой кинематограф: «Я всю жизнь выдумываю, и эти выдумки мне кажутся гораздо более реалистичными, чем жизнь. Я – великий лжец, вот мой приговор».

Дома Феллинимы будто знаем на ощупь, а в волосах чувствуем песок итальянских пляжей. И когда рядом с реалистичными картинками возникают фантосмагоричные – в правдивости последних уже не сомневаешься. Сливаются воедино прошлое и будущее, внутреннее и внешнее, сны и явь. В общем, режиссер никогда и не скрывал, что его картины – это спешно записанные по утру сны. Эти книги с зарисовками теперь достояние музеев. Так родился термин, изменивший киноискусство: «поток сознания». 

Феллини отказывается от сюжетной линии. И работает с пластами, смешивая их, словно игральные карты. До него погружение героя в иное состояние было принято маркировать: вот герой видит сон, и перед этой сценой будет шторка, наплыв, туман, затемнение. Феллини отказывается от спецэффектов. Границы между реальностью и иллюзией исчезают. Зритель свободно путешествует по внутреннему миру героя.

Феллиниеск, феллинизм. Так принято называть все причудливое в киноискусстве. Но при всей театральности кино Феллини не отстраняется от реальности, а заглядывает в саму суть. Аттракцион, который нужен режиссеру, чтобы не ошеломить, а понять человека. 

– Что нельзя взять ни у одного крупного художника, так это почувствовать, вот эта любовь к своим персонажам. Причем персонажи, в принципе, далеки от реализма, они зачастую гротескны, – говорит режиссер Андрей Кончаловский.

Феллини любил повторять: фильм – не проза, а поэзия. Со своим ритмом и размером. И музой. Его музой на всю жизнь стала его жена. Джульетта Мазина. И получая свой пятый Оскар, он сказал лишь одно: «Спасибо тебе, дорогая Джульетта. И, пожалуйста, прекрати плакать!».

Из всех наград Феллини выделял приз Московского кинофестиваля. Тогда, в 63-м его шедевр «Восемь с половиной» едва не поломал кинокарьеры нескольких режиссеров. На членов жюри во главе с Григорием Чухраем давили: победить должен фильм из Советского Союза. Но с силой искусства кто справится?

– Мы были свидетелями, как некоторые члены отборочной комиссии не хотели допускать «Восемь с половиной», говоря, что это измена неореализму, это эгоцентрический фильм, непонятный зрителю, – рассказывает Наум Клейман, киновед, историк кино.

Не только кинематограф, английский язык обязан режиссеру. Умберто Пицци показывает фотографии из своей коллекции. И с гордостью признается: имя его профессии дал Феллини. После фильма «Сладкая жизнь», где фотограф по имени Папараццио охотится за прибыльными кадрами. Так и он следовал за Феллини неотступно всю жизнь, порою сильно докучая, видно по фото. 

– Он был великим мыслителем. Он снимал не только благодаря великим сценаристам, но благодаря своему дару наблюдать, – делится папарацци Умберто Пицци.

Тень его влияния накрыла кинематограф и все тянется. Увлекая за собой, Феллини предлагает рассказ, который нужно прожить, пройти. Словно путь к своей сути, дорогу к самому себе. По Феллини выходит, поиск истины – и есть искусство: «Я ощущаю потребность толковать жизнь. Если пустить ее на самотек, она покажется нам бессмысленной и даже чудовищной. В искусстве же мы находим утешение. Искусство рассказывает о жизни, ограждая от нее». 

Читайте также: