О том, как в западных учебниках истории рассказано о Великой Отечественной войне: Германия
Сохранить память о Великой Отечественной войне — наша общая задача. Особенно в условиях, когда на Западе целенаправленно переписывают историю — принижают роль Советского Союза в разгроме нацизма и, называя вещи своими именами, ставят все с ног на голову.
На этой неделе в эфире наш специальный проект к 80-летию Великой Победы «Уроки забвения» — о том, как в разных странах события военных лет представлены в учебниках истории. Сегодня — Германия. Слово нашему европейскому корреспонденту Павлу Краснову.
Война. Кажется, кадры этой хроники с детства отпечатаны где-то глубоко. Чем была война для нашей страны, знает каждый. Но что знают о ней потомки тех, кто был нашим врагом? Мы искали ответ в немецких учебниках.
Что знают их дети о том, что мы помним, чем гордимся, о чем плачем? Почему храним дедовские медали, поем военные песни? Что знают они о Великой Отечественной — главной составляющей Второй мировой? Если коротко — ничего.
А ведь в самой Германии гордятся объективным взглядом на Вторую мировую. Но откроем первый же учебник. Чтобы найти в нем информацию о том, как шла война, придется покопаться. Из почти трехсот страниц этому посвятили только две.
Еще один учебник. Оцените объем повествования: «После победы Красной армии под Сталинградом немецкие войска были вынуждены отступать. В то же время солдаты в Северной Африке были взяты в плен британцами, что позволило войскам союзников продвинуться в Европу с юга. Союзники продвигались все дальше. 16 апреля 45-го началась... битва за Берлин. Самоубийство Гитлера... и безоговорочная капитуляция Германии... ознаменовали окончание Второй мировой войны в Европе».
И это все. Несколько лет страшной войны уместились в один абзац. А Сталинград вообще единственная битва на востоке, о которой в учебниках говорится хоть что-то. Но что же именно? Ведь речь о крупнейшем сражении в истории, где мы сломали хребет нацизму.
Листаем учебники. Один уделяет грандиозной битве 130 слов. Другой — 127. И это даже роскошь. Здесь авторы сумели уложиться в 68. А вот рекорд — 54 слова. И даже эти сообщения размером чуть длиннее СМС не обошлись без откровенной лжи: «Только с немецкой стороны погибли около 146 000 солдат; 108 000 были взяты в советский плен, причем 40 000 из них умерли от истощения только по дороге в лагеря. К 1956 году из бывших 280 000 солдат домой вернулись только 5 000».
Потери Германии и ее союзников занижены примерно в 10 раз. Но главное — из текста вытекает, что с пленными немцами мы жестоко расправились: уморили голодом. Как было на самом деле?
«Немцы получали больше паек, чем наши рабочие. Цифра, что 5 000 вернулось — это абсолютный блеф, который появился еще с 90-х годов. С потолка была взята эта цифра и, по сути дела, вброшена в пространство массовой медиа. На самом деле большинство немцев, которых мы взяли в плен, мы их выходили, мы их выкормили, и, в конце концов, они с благодарностью после войны вспоминали, как к ним относились русские», — говорит доктор исторических наук, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
Ну а что же Курская дуга? Форсирование Днепра? Освобождение Европы? Наконец, битва под Москвой — первое поражение вермахта? Об этих циклопического масштаба событиях не сказано ни слова. О провале блицкрига в 1941-м написано так: «Наступление на территории СССР остановилось в конце 1941 года отчасти из-за наступления зимы».
Опять все те же старые мифы, будто бы немцев победил «генерал Мороз».
«Когда говорят о том, что немцы под Москвой остановились из-за мороза, это просто прямая ложь. В момент, когда остановились немецкие войска, погода как раз-таки полностью благоприятствовала вермахту. Был небольшой морозец, который сковал почвы и позволял танкам ездить вне дорог. Реальные морозы грянули, когда немцы откатились от Москвы уже километров на 150. И они больше мешали Красной армии, чем засевшим в оборонительных позициях немцам», — сказал кандидат исторических наук, сотрудник Института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ Алексей Исаев.
Но раз война против Советского Союза в учебниках Германии лишь мимолетный эпизод, о чем рассказывают вместо этого? Список предсказуемый: Перл-Харбор, Мидуэй, Эль-Аламейн, высадка в Нормандии и Хиросима. Вступление Америки в войну обозначено как поворотный момент. Британия и США на первом месте. Все перевернуто с ног на голову.
«Дивизий, которые были уничтожены на советско-германском фронте, — 607. И всего 176 — на Западном фронте. В Сталинграде нацисты и союзники потеряли 1,5 миллиона человек, а в Северной Африке периода Эль-Аламейна итальянцы и немцы потеряли 35 тысяч человек. 1,5 миллиона и 35 тысяч — ну о чем можно говорить», — сказал научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
Вывод простой: о том, что судьба войны решалась на востоке, а Красной Армии принадлежит решающая роль, немецкие школьники даже не догадываются.
Да и о многом другом тоже. Авторы пособий как будто переводят взгляд пример бомбардировки городов Германии. Из десяти учебников о них в подробностях рассказывает каждый. О блокаде Ленинграда — только один. 872 дня осады, 125 граммов блокадного хлеба, миллион погибших — всему этому уделено два предложения.
Тут надо бы оговориться: авторы учебников, все как один, формально признают — против Советского Союза велась война на уничтожение. Но масштаб зверств остается в тени. Сожженные деревни, отряды карателей — все, что творили здесь фашисты, теряется за парой скупых фраз.
Зато современная западная мода ставить знак равенства между нацистской Германией и СССР, напротив, проявляется отчетливо. В этом учебнике откроем одну из первых глав, геноциды и массовое насилие. Что подается в качестве примера? Нет, не нацизм. Вместо этого дети читают про ГУЛАГ и голодомор. Причем о голоде 30-х как будто пишет автор с Украины. Он назван актом геноцида, а эти строчки объясняют, зачем все это включено в учебники: «Голодомор — слово, которое приблизительно переводится как «голодная катастрофа» и в то же время перекликается с Холокостом».
«Сравнение геноцида, холокоста, уничтожения еврейского населения, с голодом, который происходил в начале 30-х годов в СССР, — это просто кощунство. Но почему это делается? Потому что, смотрите: Гитлер страшен? Страшен. Сталин тоже такой же страшный. Значит, Советский Союз и Германия — одно и то же», — говорит научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
Не просто одно и то же. Взглянем на цифры. Советские военные потери этот учебник почему-то оценивает всего в 19,6 миллиона человек, а число жертв сталинизма — в 20 миллионов. Тем самым школьникам внушается идея, что вина Германии перед народами СССР не так уж велика. Особенно на фоне слов о том, что наши солдаты в Европе тоже были оккупантами: «В 1944 и 1945 годах многие жители Восточной Европы приветствовали солдат Красной армии как освободителей. Однако вскоре они поняли, что лишь променяли немецкое господство на русское».
Лишь променяли, то есть нет никакой разницы. А то, что печи Освенцима погасли — неважно. Кое-где авторы даже не стесняются писать о жестокости Советского Союза по отношению к немцам, которые бежали от наступавшей Красной Армии. И якобы не зря. Вот абзац о взятии Берлина: «После взятия города имели место многочисленные акты мести советских солдат пленным немцам, а также грабежи и изнасилования».
Вообще-то это вермахту заранее в 1941-м выдали карт-бланш на любые преступления. А в Красной Армии все было наоборот: преступления карались. Но об этом учебники умалчивают, пересказывая не что иное, как пропаганду Геббельса о русских варварах. Если учесть, что о боях в учебниках написаны две жалких строчки, получается, история войны искажена с первой до последней страницы.
«Куда делись дедушки, прадедушки учеников, остается за кадром. Я бы сказал, что это мешает ученикам внятно воспринимать катастрофу, которую пережила Германия в ходе войны, когда она была разбита на поле боя. Вот этот факт поражения на поле боя, что если прийти в Россию, то будет поражение на поле боя, он оказался не просто выведен за скобки, он вообще оказался проигнорирован», — говорит сотрудник Института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ Алексей Исаев.
А это значит, мы не просто говорим на разных языках. Урок истории в немецких школах не преподает урока, который выучили немцы в 1945-м и который, кажется, намеренно стерли из памяти 80 лет спустя.