Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиИнформационная программа «Время»Новости onlineПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
21 апреля 2025, 21:53

О том, как в западных учебниках истории рассказано о Великой Отечественной войне: Германия

Сохранить память о Великой Отечественной войне — наша общая задача. Особенно в условиях, когда на Западе целенаправленно переписывают историю — принижают роль Советского Союза в разгроме нацизма и, называя вещи своими именами, ставят все с ног на голову.

На этой неделе в эфире наш специальный проект к 80-летию Великой Победы «Уроки забвения» — о том, как в разных странах события военных лет представлены в учебниках истории. Сегодня — Германия. Слово нашему европейскому корреспонденту Павлу Краснову.

Война. Кажется, кадры этой хроники с детства отпечатаны где-то глубоко. Чем была война для нашей страны, знает каждый. Но что знают о ней потомки тех, кто был нашим врагом? Мы искали ответ в немецких учебниках. 

Что знают их дети о том, что мы помним, чем гордимся, о чем плачем? Почему храним дедовские медали, поем военные песни? Что знают они о Великой Отечественной — главной составляющей Второй мировой? Если коротко — ничего.

А ведь в самой Германии гордятся объективным взглядом на Вторую мировую. Но откроем первый же учебник. Чтобы найти в нем информацию о том, как шла война, придется покопаться. Из почти трехсот страниц этому посвятили только две. 

Еще один учебник. Оцените объем повествования: «После победы Красной армии под Сталинградом немецкие войска были вынуждены отступать. В то же время солдаты в Северной Африке были взяты в плен британцами, что позволило войскам союзников продвинуться в Европу с юга. Союзники продвигались все дальше. 16 апреля 45-го началась... битва за Берлин. Самоубийство Гитлера... и безоговорочная капитуляция Германии... ознаменовали окончание Второй мировой войны в Европе».

И это все. Несколько лет страшной войны уместились в один абзац. А Сталинград вообще единственная битва на востоке, о которой в учебниках говорится хоть что-то. Но что же именно? Ведь речь о крупнейшем сражении в истории, где мы сломали хребет нацизму.

Листаем учебники. Один уделяет грандиозной битве 130 слов. Другой — 127. И это даже роскошь. Здесь авторы сумели уложиться в 68. А вот рекорд — 54 слова. И даже эти сообщения размером чуть длиннее СМС не обошлись без откровенной лжи: «Только с немецкой стороны погибли около 146 000 солдат; 108 000 были взяты в советский плен, причем 40 000 из них умерли от истощения только по дороге в лагеря. К 1956 году из бывших 280 000 солдат домой вернулись только 5 000».

Потери Германии и ее союзников занижены примерно в 10 раз. Но главное — из текста вытекает, что с пленными немцами мы жестоко расправились: уморили голодом. Как было на самом деле?

«Немцы получали больше паек, чем наши рабочие. Цифра, что 5 000 вернулось — это абсолютный блеф, который появился еще с 90-х годов. С потолка была взята эта цифра и, по сути дела, вброшена в пространство массовой медиа. На самом деле большинство немцев, которых мы взяли в плен, мы их выходили, мы их выкормили, и, в конце концов, они с благодарностью после войны вспоминали, как к ним относились русские», — говорит доктор исторических наук, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Ну а что же Курская дуга? Форсирование Днепра? Освобождение Европы? Наконец, битва под Москвой — первое поражение вермахта? Об этих циклопического масштаба событиях не сказано ни слова. О провале блицкрига в 1941-м написано так: «Наступление на территории СССР остановилось в конце 1941 года отчасти из-за наступления зимы».

Опять все те же старые мифы, будто бы немцев победил «генерал Мороз».

«Когда говорят о том, что немцы под Москвой остановились из-за мороза, это просто прямая ложь. В момент, когда остановились немецкие войска, погода как раз-таки полностью благоприятствовала вермахту. Был небольшой морозец, который сковал почвы и позволял танкам ездить вне дорог. Реальные морозы грянули, когда немцы откатились от Москвы уже километров на 150. И они больше мешали Красной армии, чем засевшим в оборонительных позициях немцам», — сказал кандидат исторических наук, сотрудник Института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ Алексей Исаев.

Но раз война против Советского Союза в учебниках Германии лишь мимолетный эпизод, о чем рассказывают вместо этого? Список предсказуемый: Перл-Харбор, Мидуэй, Эль-Аламейн, высадка в Нормандии и Хиросима. Вступление Америки в войну обозначено как поворотный момент. Британия и США на первом месте. Все перевернуто с ног на голову.

«Дивизий, которые были уничтожены на советско-германском фронте, — 607. И всего 176 — на Западном фронте. В Сталинграде нацисты и союзники потеряли 1,5 миллиона человек, а в Северной Африке периода Эль-Аламейна итальянцы и немцы потеряли 35 тысяч человек. 1,5 миллиона и 35 тысяч — ну о чем можно говорить», — сказал научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Вывод простой: о том, что судьба войны решалась на востоке, а Красной Армии принадлежит решающая роль, немецкие школьники даже не догадываются.

Да и о многом другом тоже. Авторы пособий как будто переводят взгляд пример бомбардировки городов Германии. Из десяти учебников о них в подробностях рассказывает каждый. О блокаде Ленинграда — только один. 872 дня осады, 125 граммов блокадного хлеба, миллион погибших — всему этому уделено два предложения.

Тут надо бы оговориться: авторы учебников, все как один, формально признают — против Советского Союза велась война на уничтожение. Но масштаб зверств остается в тени. Сожженные деревни, отряды карателей — все, что творили здесь фашисты, теряется за парой скупых фраз.

Зато современная западная мода ставить знак равенства между нацистской Германией и СССР, напротив, проявляется отчетливо. В этом учебнике откроем одну из первых глав, геноциды и массовое насилие. Что подается в качестве примера? Нет, не нацизм. Вместо этого дети читают про ГУЛАГ и голодомор. Причем о голоде 30-х как будто пишет автор с Украины. Он назван актом геноцида, а эти строчки объясняют, зачем все это включено в учебники: «Голодомор — слово, которое приблизительно переводится как «голодная катастрофа» и в то же время перекликается с Холокостом». 

«Сравнение геноцида, холокоста, уничтожения еврейского населения, с голодом, который происходил в начале 30-х годов в СССР, — это просто кощунство. Но почему это делается? Потому что, смотрите: Гитлер страшен? Страшен. Сталин тоже такой же страшный. Значит, Советский Союз и Германия — одно и то же», — говорит научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Не просто одно и то же. Взглянем на цифры. Советские военные потери этот учебник почему-то оценивает всего в 19,6 миллиона человек, а число жертв сталинизма — в 20 миллионов. Тем самым школьникам внушается идея, что вина Германии перед народами СССР не так уж велика. Особенно на фоне слов о том, что наши солдаты в Европе тоже были оккупантами: «В 1944 и 1945 годах многие жители Восточной Европы приветствовали солдат Красной армии как освободителей. Однако вскоре они поняли, что лишь променяли немецкое господство на русское».

Лишь променяли, то есть нет никакой разницы. А то, что печи Освенцима погасли — неважно. Кое-где авторы даже не стесняются писать о жестокости Советского Союза по отношению к немцам, которые бежали от наступавшей Красной Армии. И якобы не зря. Вот абзац о взятии Берлина: «После взятия города имели место многочисленные акты мести советских солдат пленным немцам, а также грабежи и изнасилования».

Вообще-то это вермахту заранее в 1941-м выдали карт-бланш на любые преступления. А в Красной Армии все было наоборот: преступления карались. Но об этом учебники умалчивают, пересказывая не что иное, как пропаганду Геббельса о русских варварах. Если учесть, что о боях в учебниках написаны две жалких строчки, получается, история войны искажена с первой до последней страницы.

«Куда делись дедушки, прадедушки учеников, остается за кадром. Я бы сказал, что это мешает ученикам внятно воспринимать катастрофу, которую пережила Германия в ходе войны, когда она была разбита на поле боя. Вот этот факт поражения на поле боя, что если прийти в Россию, то будет поражение на поле боя, он оказался не просто выведен за скобки, он вообще оказался проигнорирован», — говорит сотрудник Института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ Алексей Исаев.

А это значит, мы не просто говорим на разных языках. Урок истории в немецких школах не преподает урока, который выучили немцы в 1945-м и который, кажется, намеренно стерли из памяти 80 лет спустя. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей