«Память сердца»: о народных мемориалах героям Великой Отечественной в Свердловской и Курганской областях
Время нашего специального проекта ко Дню Победы «Память сердца» о народных мемориалах в честь тех, кто сражался с захватчиками на передовой и работал в тылу. Сегодня о двух памятниках в Свердловской и Курганской областях.
Раннее утро на севере Свердловской области. На берегу реки Сосьва собираются люди. Путь у всех лежит в деревню Магина.
Сейчас в деревне Магина осталось семь домов, примерно 13 человек. Летом чуть больше, когда приезжают дачники. Но несколько раз в год здесь прямо в центре деревни собираются десятки людей. Все родственники и у всех одна фамилия.
В 2021 году в память о погибших в деревне установили мемориал. На монументе 40 фамилий — 40 Постниковых. Когда-то это была родовая деревня, которую еще в XVII веке основал Яков Постников.
«Начнем с того, что они стрельцы были, они были казаки. Не было такой войны, в которой бы не участвовали Постниковы», —сказала Наталья Лысенко.
«Отец мой два раза раненый был. Он отсюда ушел», — рассказывает Владимир Постников.
«Это папа мой, Постников Василий Павлович, здесь жил», — говорит Любовь Постникова.
«Мой дед Постников Георгий Семенович. Семья осталась, четверо детей. Последние письма его были в декабре 1941 года. Без вести пропавший», — рассказывает Нина Постникова.
«Практически все мужчины ушли на фронт. Большая часть из них не вернулась. Рев в деревне стоял после каждой похоронки, конечно, сильнейший. Потому что остались одни женщины, дети и старики», — говорит Наталья Лысенко.
У Наталья Лысенко в деревне жил дедушка. Ушел на фронт вместе с братьями.
«У дедушки было три брата. И пришел только в живых он один. Контузию получил, и пришла похоронка на него бабушке. Бабушка плакала: двое детей. Жизнь была голодная, надеяться не на кого было, муж-то погиб, все. Но кончилось все тем, что через два месяца бабушка получает письмо: «Лизонька, я жив, я воюю дальше»», — рассказывает Наталья Лысенко.
А дальше снятие блокады Ленинграда, освобождение Польши. Еще несколько ранений и еще две похоронки. И каждый раз Андрей Иванович оказывался живой. Вернулся домой. Но большинство Постниковых погибли в боях.
«Рота ушла, а вернулись израненные, искалеченные 23 человека», — рассказывает Вениамин Постников.
И это только из этой деревни. Всего же ушли примерно 147 родственников. И каждый пятый не вернулся.
«Они ведь о себе-то не думали там, только освободить нашу страну и вернуться домой живыми. Остались все вот здесь. Я как приезжаю, как будто с живым повидаюсь. Захожу, поглажу. Вон там написано: «Дядя Митя»», — сказала Любовь Постникова.
И спустя годы в деревню снова потянулись Постниковы. Память объединила людей.
«Для меня это именно какая-то кровь, какая-то связь, я не знаю, что это. Это не забытые связи, это не обновление, это единение именно», — призналась Наталья Дударева.
Точно так же 40 лет назад, только жителей уже исчезнувшей деревни Островка, что в Курганской области, смог объединить Иван Осипов.
«Я написал около сотни писем и по России разослал. И народ откликнулся: по 15, по 12, по 20 рублей. Все собрались», — рассказывает Иван Осипов.
Найти на карте это место сегодня не так-то просто. Как и добраться. Дорога проходит через поля. О том, что здесь когда-то располагался населенный пункт, сейчас напоминает лишь этот белый восьмиметровый обелиск. Раньше, еще лет 60 назад, на этом месте была деревня.
Вдоль реки стояли примерно 40 домов. В них проживали более 200 человек. Из них 51 ушел на фронт, то есть четверть всех жителей. На этот памятник и собирал деньги Иван Яковлевич 40 лет назад. И, собрав необходимую сумму, вместе с заслуженным строителем Кириллом Рясовым (у него на фронте в 1941-м погиб отец) и еще несколькими единомышленниками принялся за работу.
«А делали мы сами все, сами поставили. Его притащить притащили нам. Машину загрузили, а сами ставили», — вспоминает Иван Осипов.
В центре установили памятную плиту с фамилиями погибших.
«Были и дома, где по три человека уходили. Вот Петровы, семья Петровых. Отец ушел, брат ушел, второй ушел и третий ушел. Никто не вернулся. Я всех помню поименно», — говорит Иван Осипов.
Со временем появилось еще несколько памятных табличек — труженикам тыла и детям войны.
«Там воевали, а здесь трудились. Трудились женщины, трудились ребятишки. Всем хватало дел», — говорит Иван Осипов.
«Бабушка рассказывала, вот вяжут, допустим, носки и все на фронт, все для победы. Сами как попало ходят», — рассказывает Валентина Конуныхина.
К памятнику Иван Яковлевич приезжает почти каждый месяц. Недавно высадили деревья в память о фронтовиках. В этот раз приехал вместе с внуком. С ним же обновил таблички. А дальше рассказал ему то, что до этого знали лишь старожилы.
И даже несмотря на то, что деревни больше нет, сюда периодически приезжают потомки. 40 лет назад, 12 июля 1985 года, этот памятник торжественно открыли и с тех пор в этот день они собираются вместе. Ждут всех и в этом году.
«Посмотришь: дорога набита, натоптана — значит, люди идут. Завязываешь так, приходишь — уже развязано. Стало быть, люди еще и туда заходят, за ограду», — говорит Иван Осипов.
И пока тропа не зарастает, живет и память о тех, кто воевал, и о тех, кто трудился в тылу в этой деревушке.
«В наших сердцах, у нашего народа всегда будет это святое — помнить о тех, кто отдал жизнь за свою родину», — сказала Татьяна Осипова.