План «Ковер»: что делать, к кому идти за помощью, требовать ли компенсаций
Ассистент кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Диляра Мутагирова описала Первому каналу полный алгоритм всех действий путешественника, ожидающего вылета в аэропорту, в случае объявления плана «Ковер», связанного с угрозой атаки беспилотников.
Главное и второстепенное при введении плана «Ковер»
План «Ковер» представляет собой протокол, вводимый при потенциальной атаке беспилотников, в рамках которого все штатно находящиеся в воздухе летательные аппараты должны немедленно приземлиться в ближайшем доступном аэропорту, чтобы обезопасить пассажиров и предотвратить угрозу. На время действия протокола работа аэропорта, в котором он был введен, временно полностью останавливается до официального снятия введенного режима.
Что делать в случае задержки или отмены рейса
➔ непрерывно мониторить статус рейса в официальных источниках (в том числе через SMS, электронные сообщения от авиаперевозчика и сайты аэропорта и авиакомпании)
➔ фиксировать факт задержки и причину: делать скриншоты уведомлений с информационных табло, мобильных приложений, электронной рассылки; запрашивать официальные письменные подтверждения представителя авиакомпании
➔ активно взаимодействовать с авиаперевозчиком: вне зависимости от способа приобретения билета (онлайн или в кассе) рекомендуется установить контакт с представителем авиакомпании в аэропорту вылета или обратиться в службу поддержки; в случае приобретения билета через посредника (агентство) все вопросы и обращения следует направлять уже непосредственно ему
➔ просмотреть договор страхования туриста (включая условия, предоставляемые посредством банковских тревел-карт) на предмет пункта о компенсациях при задержке или отмене рейса
➔ если задержка произошла во время транзитной перевозки, авиакомпания обязана предоставить альтернативный рейс до пункта назначения без дополнительной платы.
Можно ли покинуть аэропорт в одиночку, без остальных пассажиров
План «Ковер» не распространяется на деятельность пассажиров в аэропорту: они по-прежнему могут любые действия, в том числе покидать территорию аэровокзального комплекса без ограничений.
Однако, если объявляется режим воздушной тревоги, пассажирам необходимо проследовать в специально оборудованные укрытия, о местоположении которых им сообщат сотрудники аэропорта.
Требовать ли компенсаций
По действующему законодательству выплата компенсаций не предусмотрена, так как план «Ковер» классифицируется как обстоятельства вне сферы контроля авиаперевозчика. В соответствии с нормативными актами, при отмене или задержке рейса по указанной причине пассажирам гарантируется исключительно полный возврат стоимости авиабилета, включая тарифы, изначально классифицированные как невозвратные. Следует подчеркнуть, что ограничения на компенсацию фактических убытков, понесенных туристами в результате задержек, не распространяются на случаи введения режима безопасности полетов.
Куда жаловаться
В случае внезапной отмены авиарейса, настоятельно рекомендуется оперативно установить контакт с представителями авиакомпании или туроператора. Особенно важно сохранить всю документации, включая билеты, посадочные талоны и официальные уведомления, подтверждающие факт отмены рейса.
Взаимодействие между туроператорами и турагентствами в таких ситуациях происходит через специальные центры обработки вызовов и информационных служб. Турагентства выполняют функцию медиатора между пассажирами и авиаперевозчиками, обеспечивая сбор и подготовку документации для последующей компенсации, а также информируя клиентов о доступных альтернативных вариантах транспортировки. Такая координация позволяет во время реагировать на кризисные ситуации и по возможности минимизировать дискомфорт и оптимизировать логистику решений для пострадавших путешественников.

