Появилась надежда, что для героя-воина Александра Кривенко найдется более достойное жилье
На прошлой неделе в программе «Время» мы показали репортаж о герое-летчике Александре Кривенко, который сейчас живет в палаточном городке для беженцев из Чечни.
Всю неделю в редакцию звонили люди, которых потрясла эта история. И появилась надежда, что для кавалера многих орденов, героя-воина дяди Саши найдется более достойное жилье.
Александр Спиридонович Кривенко - имя этого старика. Ему 80. Дядей Сашей его зовут в лагере для беженцев в станице Знаменская в Чечне.
У дяди Саши 2 протеза. Вместо ног. Они ему с 44-го года. Военный летчик, капитан, командир эскадрильи, Александр Кривенко был ранен в 44-м под Витебском. На борту его "штурмовой машины" к тому времени светились 8 звездочек - 8 отметин в память о сбитых "мессершмитах". У дяди Саши - 7 орденов. 2 - Красного Знамени, 2 - Красной звезды, 3 ордена Великой Отечественной. 49 лет и 22 дня дядя Саша прожил в Грозном, на улице Косиора. С 22 января 2000-года - он палаточный житель. 33 его соседа по палатке - это, в основном, соседки и их дети. Неделю назад, в четверг, 10-го февраля, в программе "Время" .вы узнали об этом.
11-го, в пятницу, в редакцию уже звонил Юрий Иванович Науман. Генерал-майор. Директор Московского Дома Чешира. Так он представился. Его слова в трубке уложились в предложение: могу дядю Сашу забрать к себе.
Чешир, по словам Юрия Ивановича и документам исторических хроник, - британский летчик, ас времен 2-й мировой войны. К концу той войны он пришел командиром эскадрильи тяжелых бомбардировщиков - Голифаксов. С боевым стажем в 600 вылетов, персональной благодарностью от английской королевы и с личным экипажем из двух человек, вместо 5-ти: он и штурман.
ЮРИЙ НАУМАН, генерал-майор. директор московского дома Чешира: "Правый летчик, борт-радист, стрелок-радист, они все погибли".
Штурман Чешира после осколочного ранения остался без ног. Возвращаться в Ковентри, родной город, смысла ему не было, говорил Юрий Иванович сегодня. Аналогом Сталинграда называют Ковентри историки: весь город в конце войны был в руинах. Чешир забрал штурмана к себе домой. А уже к 48-му году выстроил первый приют для тех, кто пострадал от войны. К 90-му таких приютов в Англии было около 200. Сейчас их уже 338 и во всем мире. Московский дом Чешира в Солнцево тоже выстроил сам Чешир в 91-м. Тогда он уже стал лордом, а королева Британии Елизавета 2-я - патронессой его фонда. Сейчас в Доме Чешира в Москве - английские крыша и стены. Крыша - в домостроительном смысле слова. Все остальное - наше. Елки из Таманской дивизии. Забор - из 15-ти списанных и переплавленных танков.
Бильярд этому приюту подарила Наина Ельцина. В подарок, по словам Юрия Ивановича, Дом Чешира в Москве получает и средства к существованию. Но нормальную жизнь дяде Саше здесь все же готовы гарантировать. На случай, если с подарками случится задержка - у директора и генерала-майора в отставке есть армейское решение. Резерв.
ЮРИЙ НАУМАН: "Я все сделаю, чтобы этот человек жил здесь так и столько, сколько захочет. Жить он будет в отдельной комнате, с телевизором... У меня припасен резерв. Ну что за командир, у которого нет резерва".
Вопрос - зачем Дому Чешира дядю Сашу забирать к себе - его директору можно было не задавать.
ЮРИЙ НАУМАН: "Ну эти люди заслужили для себя .лучшей судьбы!"
Сейчас Юрий Иванович Науман пытается найти возможность перевезти дядю Сашу в Москву. Сам дядя Саша о том, что в доме с геранью на подоконниках и с именем англичанина, летчика, героя 2-й мировой войны на двери - его ждут ничего пока не знает. Он - все еще там, в лагере, в Знаменской. Вязнет костылями в чеченской грязи. И пытается восстановить пенсионные документы, оставшиеся в Грозном.

