Инок Савватий — последний летописец Валаама
Из Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в Москву привезли фотовыставку «Свет Валаама»: 200 фотографий должны рассказать о месте, которое называют святым.
Когда выставка только готовилась, нашему корреспонденту на острове Валаам удалось поговорить с фотографом. И единственный фотолетописец Валаама рассказал, что оставаться художником в монашестве совсем не просто: искушений много и выдержать их может не каждый.
Эти черно-белые фотографии ничего не расскажут о своем авторе. За ними - только имя монастыря. За ними молитвы братии и их особый мир - мир, которому больше шести веков.
Большинство из фотографий сделал один человек - отец Савватий. Подписывать своим именем работы у монахов не принято. Фотолетопись монастыря - его послушание. Его келья в два раза больше, чем у других, это место для молитв, сна и фотомастерская. До него здесь жили местные - не монахи. Чтоб купить келью, им отец Савватий отдал деньги за свою проданную московскую квартиру. На святой остров Савватий не готовился. Собирался в Соловецкий монастырь, где его ждали. Неожиданно старец, к которому он пришел за благословением, произнес: "Валаам".
Инок Савватий (Севостьянов), фотограф: "И он мне говорит: в монастырь, в монастырь тебе надо сюда, да-да уже пора, погулял. Я говорю: в какой монастырь, батюшка? А он так помолился и как бы спрашивает у кого-то: в какой монастырь, а? На Валаам, говорит, тебя благословляет, на Валаам".
Быть фотолетописцем на Валааме - большая честь: монахи-фотографы здесь появились через несколько лет после изобретения фотографии. Были годы, когда на послушании в фотомастерских работало до двадцати человек. Теперь он один-единственный летописец святого острова.
Инок Савватий: "Фотография как послушание - это часть моей духовной жизни, это вот та самая лестница, по которой я двигаюсь. Это большие испытания, потому что всякое творчество - оно личностное, а послушание требует отречения от своей воли".
И потому однажды отец Савватий пришел к игумену монастыря с просьбой сменить послушание. На любые работы согласен. К своему духовнику отцу Рафаилу ходил: проблемы в душе начались, что делать?"
Инок Савватий: "Он мне сказал - это потому, что ты творчеством занимался из тщеславия, тщеславен. Вот этим и питался. И подогревал себя, и энергия у тебя отсюда и черпалась-то. А здесь послушание, смиряться должен".
Тогда-то и нашелся путь, которым Савватий смог нести это трудное послушание - оставаться художником в монашестве.
Инок Савватий: "Моя задача очень простая: приехать в нужное место и нажать кнопку, потому что главный художник уже все сделал, вы сами видите. Что я могу еще придумать?"
Сегодня у него событие, которых у монахов не бывает, - персональная выставка. Впрочем, посетители фотоцентра вместо его имени прочитают: «Сделано трудами валаамской братии».

