Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
3 января 2001, 22:19

В Петербурге проходит уникальная по своей сложности реставрация знаменитых скульптурных композиций

Работа над клодтовскими скульптурами предстояла настолько серьезная, что впервые в реставраторской практике было принято решение снять пятитонные композиции со своих постаментов. Эта уникальная операция была проведена еще летом. Все четыре фигуры доставили в цеха Монументскульптуры, где вот уже полгода идет кропотливая работа по восстановлению памятников. Специалисты установили, что так называемой бронзовой болезнью заражена вся их поверхность.

Петр Португальский, реставратор: "Живого места на них нет. Просто в разных местах они поедены с разной степенью - есть места, где уже не осталось авторской поверхности".

От разрушения памятники спасала только толщина бронзы. Реставраторам пришлось применить в общем-то запрещенный пескоструйный метод работы. Специальным порошком, состав которого держится в секрете, под давлением были снесены грязь и соли. На очищенной поверхности образовался тонкий пористый слой толщиной в 150 микрон, напоминающий металл. Его пропитали ингибитором коррозии, создав надежнейший барьер защиты. После этого скульптуры покрыли воском. Получился настоящий цвет бронзы как будто сразу после отливки.

В завершение всех процедур скульптуру надежно укутывают в несколько слоев газетной бумаги как папье-маше - и на этом основании именуют "конями в пальто". За время работы специалисты прониклись такой же любовью к лошадям, как и барон Клодт. А он любил их фанатично и лепил ювелирно. По его скульптурам можно изучать анатомию. Без мистики тут явно не обошлось. Бронзовые кони ведут себя как живые.

Петр Португальский: "Скакуны обладают разным норовом. И тот, который араб, может брыкаться и бьет копытом зазевавшихся реставраторов. Сирко поспокойней и бьет в основном хвостом".

В мае ко дню рождения Петербурга скульптурные композиции вернутся на Невский проспект и займут свои места на Аничковом мосту. Реставраторы дают гарантию на несколько десятилетий. Вот только сам мост со времени постройки еще ни разу капитально не ремонтировался.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей