75 лет исполнилось российскому кардиологу Евгению Чазову
Лауреат Нобелевской премии лечил всю политическую элиту Советского Союза, а потом и России. Он изобрел лекарства, без которых сегодняшняя медицина просто немыслима. Чазов и теперь продолжает работать.
С восьми утра несут подарки — любимый жареный поросенок - от медсестер, торт от Первого меда и коньяк от Второго, зеленый халат - такой еще у Путина - из Башкирии и Пегаса — от онкологов — чтобы статьи легче писались.
Клод Ланфан, президент института сердца США: "Вот сияющая звезда - как ты, точно как ты".
Невысокий, худой, как ртуть подвижный - так ассистенты говорят. Чазов смеется: я спокойный, попробуйте трех генсеков подряд - Брежнева, Андропова и Черненко, поврачевать, четверть века во главе Кремлевки — шалостью покажутся. Просто 50 граммов перед сном — но ни капли больше.
Кондратий Терех, министр торговли СССР 86-89 гг.: "Он всем дарил свое сердце.... Пойдем, выпьем за него".
Сам академик смеется: великие мира сего - просто пациенты, только очень хлопотные.
Евгений Чазов: "Вернул к жизни Жукова.... Все расписались? Теперь я буду проводить свои методы лечения".
Именно он пригласил Дебейки оперировать Ельцина, поставил диагноз Ульбрихту - пора на покой и Хафезу Асаду - а вы еще можете работать. У него даже неофициальный титул был - Айболит Брежнева. Чазов отмахивается: я и не хотел личным врачом генсека становиться, у меня работа по тромбам в самом разгаре была. Он не любит рассказывать, как в тридцать изобрел препарат, без которого каждый второй после инфаркта погибал - от тромбов. И испытал на себе. Выхода другого не было.
Евгений Чазов: "Да, все писали - это героизм... ввел себе препарат... безопасный... нужно было срочно переводить в клинику".
Это сейчас он со смехом вспоминает, как с рыбалки вылетел спасать Насера - потом Андропов сказал: если б не ты, пришлось бы 2 дивизии в Египет перебрасывать. И с ужасом - вручение Нобелевской премии - за работу в Ассоциации врачи против атомной войны в 85-м. На пресс-конференции американцы набросились - да вы агент Кремля. Корреспондент Гостелерадио, пытавшийся вклиниться в разговор, просто упал замертво - остановилось сердце.
Евгений Чазов: "Я перепрыгнул через стол, начал делать ему массаж сердца... мы его восстановили".
Просто, уверяет он, это уже в крови - слушать чужие сердца. Жалеет - пока великих лечил, пока министром был - столько времени упущено, хоть бы успеть идеи ученикам раздарить. Сейчас сам взялся за новую теорию - сердцем управляет мозг, поэтому и смертность в России высокая. Пока на него машут руками. Чазов улыбается: 17 изобретенных лекарств и десяток способов диагностики тоже сначала осмеивали, не стесняясь. Просто нужно уметь слышать - чужое сердце.

