Самое неприятное ощущение недели — скандал с арестом коллекции Пушкинского музея
Это произошло в Швейцарии по иску пресловутой "Ноги". Неприятное ощущение даже не от возмутительного факта ареста наших картин, пусть и на несколько часов, - а от того, что картины - не бизнес. Россия ведь привезла на выставку в Швейцарию одну из лучших коллекций мировой живописи.
Фирма Нога с еe максимальными претензиями - это такой привет из 90-х, из времени, быть может, самого унизительного во внешней политике России за последние несколько столетий. Мы уже выдохнули и почти забыли это липкое чувство стыда за себя и свою страну, однако, поторопились - 83-летний Гаон пытается схватить за ногу, извините за невольный каламбур, то парусники, то самолеты, то шедевры из Пушкинского музея.
Честно говоря, очень хотелось бы увидеть кого-нибудь с другой стороны, т.е. с нашей стороны. Того, кому мы обязаны всей этой маргинальной вакханалией. И если не тех младореформаторов, которые, надеюсь, по неопытности подписали 15 лет назад воровской договор с Гаоном и его Ногой, то хотя бы тех, кто должен сегодня избавить Россию от его последствий. Потому что, отвечая за репутацию страны, нельзя забывать самое простое правило отношений и между людьми и между народами - сам себя не уважаешь, никто тебя уважать не будет.
С претензиями Гаона ознакомился Евгений Баранов.
Информация о том, когда грузовики с освобожденными импрессионистами пересекут Московскую окружную пока держится в секрете. Ясно одно - это случится не сегодня-завтра. В Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, еще отходят от пережитого стресса и ждут возвращения шедевров. Говорят, что умом с самого начала понимали - картины вернутся, но сердце все равно покалывает.
Сотрудницы музейных реставрационных мастерских, куда картины-заложники попадут сразу после возвращения домой, одними из первых узнают, как импрессионисты перенесли швейцарский плен… Зачастую перемещение картин даже внутри родного музея отражается на их состоянии, что же тогда говорить о содержании их под арестом….
83-летний Насим Гаон - ровесник некоторых из арестованных по его иску шедевров. Владелец, разорившейся много лет назад фирмы "Нога" шлет проклятия вслед уходящим из Швейцарии грузовикам…
Нессим Гаон, глава швейцарской компании "Нога": "…Я не ожидал такого от России, от страны которой я в трудную минуту дал еды, много еды, целую огромную тарелку еды...".
Почти 15 лет назад этот старик думал, что нашел золотую жилу. Занимаясь контрактами с развивающимися странами, он неожиданно познакомился с представителями только что сформированного Российского правительства и неожиданно легко договорился о поставках в Россию еды в обмен на нефть.
Правда это или нет - помнят немногие. Но уже в 1993 в Москве пришли к выводу, что эти соглашения заведомо невыгодны. И нефтяной поток, вознесший было Насима Гаона к полуторамилиардным оборотам, иссяк так же непостижимо, как и появился...
Азартным человеком оказался господин Гаон. Начав свои претензии к России с 300 миллионов долларов, он довел таки сумму до вожделенных полутора миллиардов. Его не смутило даже то, что Стокгольмский коммерческий арбитраж, единственный суд, который ему удалось выиграть за прошедшие 12 лет, оценил издержки "Ноги" всего в 63 миллиона.
Вооруженный уже пожелтевшим от времени договором, неутомимый Гаон растрачивает остатки своего состояния на бесконечную тяжбу. За это время за долги у него отобрали не только бизнес. Например, отель "Нога-Хилтон" в Женеве, где еще совсем недавно старик занимал целый этаж, больше ему не принадлежит. Однако постояльцев на этом этаже пока нет. Видимо в банке, завладевшем гостиницей, верят энтузиазму бывшего владельца…
Один единственный пункт в злосчастном договоре не дает Гаону покоя. За исполнение своих обязательств по сделке, сорванной в прошлом веке, Россия отвечает своим национальным достоянием. Гаон не понаслышке знает о том, каково оно - это достояние, видимо это и свело пожилого человека с ума…

