275 лет первому уличному фонарю в Москве
В первый день зимы в Москве зажглась праздничная предновогодняя иллюминация. К 1 декабря 70 искусственных eлок уже установлены на улицах города. На каждой из них по 400-500 шаров. И у них разный цвет. На севере столицы eлки украшены синими шарами. А на юге - красными. И украшение города еще не закончено. Все главные сюрпризы - впереди.
И сегодня же Москва отмечает юбилей создания первого уличного фонаря. 275 лет назад, в 1730 году Московский магистрат издал Указ "О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей", С тех пор столичные улицы стали освещать в ночное время.
В музее фонарей побывал корреспондент Первого канала Алексей Петров.
Сотрудники этого музея говорят, что давно уже офонарели от работы. Фонари здесь - не просто элемент освещения - частичка истории. Да будет свет - говорит директор Наталья Потапова, - и у прибора начала девятнадцатого века - словно вторая жизнь. В Москве 275 лет назад освещение впервые перестало быть вип-услугой. Но по качеству, до ВИП-категории было еще далеко.
Наталья Потапова, директор музея "Огни Москвы": "Светили очень тускло, сила света была одна-две свечи у фонаря. Должны были гореть до полуночи, но, к сожалению, не догорали, так как фонарщики часто воровали масло, и фонари гасли намного раньше".
Уличное освещение вскрыло общественные пороки - алкоголизм и воровство. Фонари, работающие на спирту, приходилось запирать или добавлять скипидар - горючее использовалось не по назначению. Массивные светильники исчезали из центра Москвы вместе с фонарными столбами. В тридцатых годах прошлого века фонарь получил военное значение. Вместо плафонов-шаров появились плафоны с металлическим верхом. На случай маскировки свет от них шел вниз. Во времена Хрущева, в целях экономии, количество столбов сократили, увеличив расстояние между ними.
Вячеслав Рыбин, сотрудник музея "Огни Москвы": "Ему показалось, что слишком ярко улицы освещаются. Шла борьба за экономию. Вот он решил на этом сэкономить".
Генсек остался доволен. В Мосгорсвете молча подсчитывали убытки от массовой перестановки столбов.
Уличное освещение оставило неизгладимый след в русском языке. Фонарь - он и под глазом, и остекленный выступ в стене здания, и буква больших размеров в начале текста. Классическим элементом советского сленга стало выражение "до фонаря".
После войны московское уличное освещение дважды пережило апокалипсис. Один раз в кино - в фильме "ночной дозор". Второй раз наяву - в конце мая этого года, когда столицу обесточили энергетики.
Так или иначе, Москва даже ночью - один из самых светлых городов мира, и самый освещенный в России. Фонарное дело стало называться светодизайном. Прожекторы ставятся не наугад: у каждого здания - свой стиль. Можно подчеркнуть массивность строения, можно выделить архитектурные особенности. Подсветка теперь и у Сталинских высоток, и у промышленных корпусов, по-своему выглядят старинные особняки и мосты города. 275 лет спустя уличное освещение вышло за рамки городского хозяйства. Оно стало еще и искусством.

