Геофизическая обсерватория изучает явления, связанные с геомагнитным полем земли
Раз в неделю техники обнуляют показания датчиков, чтобы настроить их заново. Более двух десятков приборов единственной в европейской части России геофизической обсерватории отслеживают малейшие изменения в атмосфере. Данные, которые идут отсюда, нужны и теоретикам из Академии наук, и практикам - штурманам авиации, и даже космонавтам.
Сергей Анисимов, замдиректора геофизической обсерватории: "Один из параметров, разрешающих старт космических челноков в системе НАСА на мысе Канавералл во Флориде - это состояния электрических полей".
Всего один разряд молнии - и старт космического корабля сорван. Отслеживая, как меняются цифры на экране, оператор может предупредить такую внештатную ситуацию.
Место под площадку для наблюдений выбирали специально. Это должно быть ровное поле, без деревьев или кустарников и главное - никаких источников электромагнитных помех. Когда операторы сотовой связи хотели поставить по соседству вышку, ученые воспротивились, и вышку пришлось перенести - на два километра в сторону.
Солнце сегодня или тучи, а следить за "электричеством хорошей погоды" - так геофизики называют состояние атмосферы, когда нет ни тумана, ни гроз - нужно постоянно. У работников обсерватории свои профессиональные хитрости.
Сергей Муравьев, инженер геофизической обсерватории: "Когда сильный дождь, с тех приборов невозможно снять данные, пластины заливает водой. Поэтому один прибор мы перевернули кверху ногами. И в любой дождь с него можно снять показания".
За геомагнитным полем земли наблюдают в павильоне, который здесь зовут "немагнитным". Все металлические детали - от карнизов и дверных ручек до самого мелкого гвоздя - только из меди или латуни.
Эльдар Дмитриев, старший научный сотрудник геофизической обсерватории: "Для того чтобы проводить измерения, рядом с этим прибором не должно быть магнитных материалов. Железа, проще говоря, не должно быть".
Предупредить, чтобы избежать - девиз геофизиков. Ведь от их работы зависит и какой маршрут самолету проложит авиадиспетчер, и возьмем ли мы утром зонтик, услышав прогноз погоды.

