Народный артист России Пeтр Вельяминов отмечает 80-летний юбилей
Несмотря на отсутствие профессионального актерского образования, Петр Вельяминов стал одной из самых ярких звeзд отечественного театра и кино. Его жизнь похожа на сценарий остросюжетной драмы: потомок дворянского рода, отсидевший 9 лет в лагерях, он воплощал на экране образы коммунистов, офицеров, а однажды даже примерил погоны генерала КГБ.
От его взгляда однажды вечером женская половина Советского Союза вдруг потеряла голову - в 1971 году, когда по телевизору перед программой "Время" стали показывать первый отечественный сериал "Тени исчезают в полдень".
В фильме снимались выдающиеся артисты, уже полюбившиеся зрителям. Но Захар Большаков - председатель сибирского колхоза - публику просто заворожил. Многие нынешние звезды пошли в артисты именно под впечатлением от этой роли.
Александр Абдулов, народный артист России: "Я видел впервые в кино, и он на меня произвел очень сильное впечатление. Эти глаза, вы знаете, эти сумасшедшей доброты и мудрости глаза".
Это была первая киноработа Вельяминова. Ему уже было 45! Кое-кто из киношной богемы не признавал артиста. Возмущались, что "он ничего не играет". Злопыхатели даже не подозревали, что это и есть самый точный комплимент.
Стихотворение Державина, посвященное Петру Лукичу Вельяминову, - вот чем по-настоящему гордится артист. Его род ведет летоисчисление аж с 1027 года! В Москве есть улица в честь его фамилии, деревня Вельяминовка, а в Туапсе порт носил имя - Вельяминовский. Понятно, что с такой родословной сталинских лагерей было не миновать.
Петр Вельяминов, народный артист России: "Сошел с трамвая, перешел Моховую. Меня остановил человек в железнодорожной форме и сказал: "Садись в машину".
Он до сих пор помнит, как жалел, что сел не на тот маршрут. Помнит ярко, ведь было ему всего-то 16 лет. В лагерях он проведет еще десять. Чудом уцелеет. За участие в художественной самодеятельности ему скинут 193 дня. Тем и благословят на актерство. Сегодня своим ученикам профессор Петр Вельяминов пытается привить этот азарт к жизни, страсть к бесконечному поиску.
В свои 80 он по секрету признается: кажется, ухватил то самое, правильное, правдивое чувство. И, кажется, знаю, как надо. Но загадок профессии еще так много, что, пожалуй, и целого века не хватит.

