Как разглядеть у ребенка талант к рисованию и не дать ему зачахнуть?
На что сейчас живут художники? Не вступает ли настоящее искусство в непримиримый конфликт с необходимостью зарабатывать на жизнь? Какие произведения сейчас пользуются особым спросом, и есть ли у них шанс остаться в веках как шедеврам живописи?
Огонь волос, шелк платья, вальяжность позы - художница пишет вдохновенно. Эта работа не на заказ, для души. Глоток чистого творчества - и опять нырнуть с головой в каждодневную работу.
Ирина, художник: "Обыватели просят что-то позитивное, радующее глаз, в ярких тонах, не все понимают серьезные портреты".
Выпускница Академии живописи строит серьезные планы на будущее. Но и сегодня жить на что-то надо. Вот и несет свое искусство в массы. Натюрморт хорошо повесить на кухне, картина Рембрандта ее рукой украсит гостиную, а на юбилей начальнику солидно подарить портрет, например, в образе турецкого хана.
И великие порой тиражировали собственное творчество. Самый знаменитый русский пейзаж. Никто точно не знает, сколько раз грачи прилетали на холст с легкой руки художника. Саврасову нужны были деньги, а современники хотели повторения шедевра.
На этой выставке картин сюжет присутствует один. Сами художники называют его "зеленкой" - изумрудно-голубые родные просторы раскинулись на весь вернисаж на набережной, у Дома художника. Если следите за модой, объясняют продавцы, покупайте гризаль - одноцветную живопись. Владельцы частных домов приходят сюда за большим искусством, чтобы на всю стену. А китайцы - те оптом берут.
Большинство здесь продавцы, но если спросить - все художники! - так проще продать. Настоящих художников мало, но они есть. Главное - уметь видеть шедевры.
На Старом Арбате начинаешь ясно понимать тезис: искусство - народу. По договорной цене. Рашн авангард - беспроигрышный вариант для иностранцев.
20 лет назад Александр Фролов приехал из Нижегородской области покорять Москву, но эта улица его не вывела на широкий творческий проспект.
Художник Репин – консервативен, он уже много лет назад выбрал жанр шаржа. Клиент улыбается, а ему 300 рублей за 10 минут. Деньги не смешные.
Налетай - не скупись, покупай живопись. Сочинские художники, сотнями штампующие виды города, откровенно говорят о своем месте в искусстве.
Петрович точно знает: художник - это не профессия, и не ремесло. Он по образованию врач, работал на "скорой помощи". А все свободное время сочинял на бумаге странные истории. Сотни рисунков раздаривал друзьям.
В маленькой квартире Петровичу, жене и его двум детям жить возможно, хотя искусство понемногу вытесняет. Все остальное из его жизни. И хотя денег пока не приносит, врачом он больше не работает. Это, конечно, прекрасная профессия! Но не для того, кто чувствует себя художником.
Ведущий: "Каждому из нас почувствовать себя ближе к изобразительному искусству и отчасти перевести разговор в прикладную плоскость нам поможет проректор по учебной работе художественного института имени Сурикова Анатолий Любавин. Моему старшему сыну толстого альбома хватает буквально на два дня. Я могу сделать вывод, что у него дар, или же нет?"
Гость: "Я должен сказать, что дети все очень талантливы. Они познают мир через процесс творческий, через творчество познают мир. И поэтому они могут изрисовывать не только ваши альбомы, но и обои, если нет альбомов, и какие-то бумаги, и так далее. А тем более, если у ребенка горит огонек, огонек горит внутри, вот желание именно к творчеству, то это, наверное, о чем-то говорит, о способностях. У вашего сына наверняка есть способности к творчеству".
Ведущий: "Что можно конкретно сделать, чтобы не загубить его талант?"
Гость: "Не загубить талант - это не бить его по рукам. Покупать альбомы на два дня. А потом можно направить его в художественную школу. Если в художественной школе ему понравится, повезет с хорошими педагогами, потом училище, среднее художественное училище, художественный институт".
Ведущий: "Сколько времени надо приблизительно для того, чтобы научиться сносно рисовать?"
Гость: "15 лет, чтобы получить хорошее академическое образование. Это 4 года художественной школы, 4 года среднего художественного училища и плюс еще 6. Это 14-15 лет".
Ведущий: "А что требуется при поступлении в художественный университет?"
Гость: "Требуется определенный высокий уровень подготовки именно с профессиональной точки зрения. У нас на экзаменах сдают портрет, обнаженная модель, натюрморт и композиция, свободная и заданная тема".
Ведущий: "В каком возрасте легче всего развивать художественные способности? Или нет никаких ограничений? Можно и на пенсии этим заняться?"
Гость: "Примеры в мировом искусстве - они очень разнообразны. И в 15 лет люди становятся гениальными, и в 20, и в 45, и в 60. Возраст в этом плане не ограничен".
Ведущий: "Если человека потянуло, ему захотелось порисовать, с чего ему лучше начать - с фломастеров, с красок, с еще чего-то. Ведь не надо же сразу холст и масляные краски".
Гость: "Возьмите карандаш. Просто им рисуйте. Вы почувствуйте материал. Что он, как им можно работать, сам характер материала. Если есть краски, акварель, то Бога ради, красками, какие есть под руками. Не нужно специально идти в магазин и покупать по списку то-то и то-то".
Ведущий: "А есть ли какой-то простой метод определить, что у человека точно нет этого дарования вообще? Ему не стоит никуда рыпаться".
Гость: "Простой метод. Можно спросить у него. Если он может не писать, не рисовать. Если может - значит, не надо. Если он не может не писать и не рисовать, значит, у него есть талант. Он жить без этого не может".

