Режиссер непреклонного возраста! Эльдар Рязанов празднует 80-летие
Эльдару Рязанову 80. Страшно подумать, но когда-то создатель любимых миллионами зрителей комедий и не помышлял о кино, мечтал стать моряком. Сейчас его фильмы разошлись на цитаты, а новый год уже невозможно представить без "Иронии судьбы".
Репортаж Александра Казакевича.
Ну а как же юбилей Эльдара Рязанова без Людмилы Гурченко? Они и родились в ноябре, как и другой его верный соавтор - драматург Эмиль Брагинский. С Людмилой Марковной у них 5 картин вместе. И хотя у них было 26 лет перерыва, на сегодня все знают: он ее режиссер, она его актриса.
Людмила Гурченко, актриса: "Иногда в картине есть моменты, когда мы одинаково чувствуем и одинаковые мысли приходят в один момент!"
И, кажется, быть такого не может, но в свою "Карнавальную ночь" режиссер взял молоденькую Гурченко из-под палки Пырьева, а от ленты, которая подарила ему первый триумф, отказывался 4 раза! Но, наверное, в этом секрет Рязанова: чем труднее работать, тем мощнее его результат.
А может, все дело в случае, в простом совпадении? Например, в том, что свой диплом режиссера Эльдар Рязанов получил 1 апреля, сегодня в этом видится большой смысл!
На это еще надо решиться: быть комедиографом в стране, в которой боятся комедий, создавать сатирические ленты в обществе, где за 1 неверное слово можно разрушить свою карьеру!
Ведь он все делал как-то неправильно: и война с Наполеоном у него как водевиль, и автомобильный жулик становится мерилом социальной справедливости, а гаражный кооператив превращается в модель целого государства.
А главное, он не умел тихо сдаваться. Если запрещали ставить в кино историю про похождения пьяного врача, он со скандалом нес ее на телевиденье и еще потом Госпремию неожиданно для всех получал.
А через год выпускал новую городскую сказку, в которой те, кто должны работать с бумаги, вдруг поднимали свои головы, влюблялись, действовали и даже менялись внешне.
Олег Басилашвили, актер: "Эльдар обладает талантом - все чаянья поколенья пропустить через свою картину. Смотришь: это про меня, про мою жизнь".
Это особое изуверство: бороться с теми, кого любят зрители. Но откуда зрителям было знать, что "Человек ниоткуда" сразу лег на полку на 28 лет, а "О бедном гусаре замолвите слово" измучила чиновников тем, что затрагивала интересы тайной канцелярии, и они совершили все, чтобы убить замысел авторов.
А "Жестокий романс" в пух разнесла критика, оберегая от Рязанова литературный источник Островского. Но в этом и есть самая настоящая ирония судьбы: где все эти люди, которые мешали Рязанову работать? А он только за несколько предъюбилейных дней провел праздничный вечер, выпустил в киноклубе "Эльдар" на экраны "Карнавальную ночь 2" и успел скататься в Петербург, где гуманитарный институт профсоюзов открыл его бронзовый бюст.
Эльдар Рязанов, режиссер: "Я просто рабочая лошадь, я привык много работать".
Кажется, какие-то цифры перепутались в его документах: 80-летние люди должны быть серьезней, но, наверное, только с такой неугомонностью можно было перемешать жанры, открыть столько новых имен и в конце концов создать на экране все, что мы любим в кино.
И зрители Первого канала смогут увидеть сразу несколько программ, посвященных любимому режиссеру. В 12:10 состоится премьера документального фильма "Личная жизнь Эльдара Рязанова", сразу после этого одна из лучших его картин - комедия "О бедном гусаре замолвите слово", и под занавес - без двадцати семь - грандиозный юбилейный вечер. Не пропустите!

