Косовский прецедент отзывается кавказским эхом
Признавая независимость Абхазии и Южной Осетии, Россия наверняка вспомнила о своей критике в адрес Запада, когда обсуждался вопрос о независимости Косова, - пишет сегодня газета "Нью-Йорк таймс".
"Когда в феврале этого года при поддержке Соединенных Штатов и Европы эта территория на Балканах всe же отделилась от Сербии, было ясно, что Москва не станет медлить с ответом", - продолжает американское издание. О том, что признание Косова повлечет цепную реакцию, говорили давно.
Репортаж Максима Боброва.
Косовский прецедент. Когда Запад всячески поощрял сепаратизм албанцев, когда признавал независимость края от Белграда, в Вашингтоне и Брюсселе не могли не понимать, что дают остальным мятежным территориям Европы ясный сигнал.
Если можно албанцам в Сербии, то почему нельзя осетинам и абхазам в Грузии. Ведь отношения у Цхинвала и Сухуми с Тбилиси никак не лучше, чем у Приштины с Белградом.
Что важнее: право наций на самоопределение или право государств на территориальную целостность. В случае с Косово США и Евросоюз выбрали первое. В случае с Южной Осетией и Абхазией, глазом не моргнув, предпочли второе.
"Эффект домино". Поддержав отделение Косова от Сербии, Запад сам подтолкнул народы республик, стремящихся к независимости, к еще более радикальной борьбе.
Россия не раз предупреждала своих международных партнеров: если признать независимость Косова, мир уже не будет таким, как прежде. Конец прошлого и начало нынешнего века для сербов и албанцев - это тысячи погибших в гражданской войне, этнических чистках, терактах. Десятки тысяч сербских беженцев. И новая политическая реальность, где право силы выше международного права. Политика двойных стандартов, против которой последовательно выступала Россия.
1999 год. НАТО бомбит суверенную страну - Югославию. Без всяких резолюций ООН, игнорируя протесты России и многих других стран.
Год 2007. США и ряд стран Евросоюза официально признают независимость Косова. Опять же игнорируя резолюцию Совбеза ООН, согласно которой край - неотъемлемая часть Сербии.
Запад убеждал мир, что ситуация в Косове уникальна. Но ни в Южной Осетии, ни в Абхазии этой уникальности не заметили.
Бэлла Турцева, жительница Сухуми: "Если весь мир считает, что Косово заслуживает независимость, почему Абхазия, почему Южная Осетия, почему другие государства не заслуживают. То есть это все-таки двойные стандарты".
По оценкам экспертов, сегодня на карте Земли около двух с половиной тысяч тлеющих или уже пылающих конфликтов - межэтнических, территориальных, религиозных.
И осетины, и абхазы пытались решить дело миром. На референдумах и народных сходах. Граждане этих республик недвусмысленно дали понять: в Грузии они не хотят оставаться ни при каких обстоятельствах.
Но если до грузинского похода на Цхинвал у Тбилиси оставались хотя бы теоретические шансы на то, чтобы удержать осетин и абхазов, то после агрессии таких шансов попросту нет.
И апелляции властей Грузии к международному сообществу здесь вряд ли помогут. Косовский прецедент уже отзывается кавказским эхом.

