В Белгородской области началась тотальная борьба со сквернословием
За то, что "ни в сказке сказать, ни пером описать", теперь начали штрафовать. По решению администрации Белгорода, нецензурную брань в регионе приравняли к нарушению общественного порядка. Тех, кто считает, что закон им не писан, подвергают административным взысканиям.
Репортаж Антона Пономарева.
Когда в подъезде Наталья устроила очередной пьяный скандал, соседи вызвали милицию. Патруль дебоширка встретила такой отборной руганью, что даже опытные сотрудники милиции поначалу растерялись.
Владимир Евтушенко, замначальника взвода отдельного батальона патрульно-постовой службы (г. Белгород): "Ей теперь грозит за нецензурную брань, мелкое хулиганство от 500 до 1000 рублей штраф или на сутки сажаем".
В этом году за сквернословие горожане заплатили почти 5 миллионов рублей. Наказывать матершинников в Белгороде начали совсем недавно. И для этого не пришлось вводить каких-то новых норм законодательства. В милиции подчеркивают: штрафы выписываем не за мат, а за недостойное поведение в целом, например, пьяную драку в кафе или на дискотеке.
Виктор Деревлев, начальник Управления обеспечения общественного порядка УВД по Белгородской области: "Сам по себе мат не является составом административного правонарушения, мелкое хулиганство - это нарушение общественного порядка, один из квалифицирующих признаков - это нецензурная брань".
Вместе с милицией в борьбу за чистоту речи включились и чиновники областного правительства и педагоги. На школьников штраф не наложишь, грубиянов решили перевоспитывать.
Светлана Кабалинова, соавтор программы "Борьба со сквернословием в Белгородской области": "Бывает так, что самовыражается ребенок, это самовыражение - нецензурная брань. Это дворовое. Пришли к выводу - начать с себя, своих детей".
Несколько лет назад в Белгороде избавились от грязи и мусора на улицах - сегодня это едва ли не самый чистый город в России. А у дворников здесь есть свой памятник. Защитники русской речи награды пока не удостоены, но борьба со скверной в родном язык - ее белгородцы тоже намерены вымести - уже идет полным ходом.
В художественной школе сегодня проходит выставка детских рисунков под девизом "Мат - не наш формат". А местные вузы объявили себя "территорией без сквернословия". Из-за крепкого словца до 5 курса можно и не доучиться, даром, что сессии сдаешь на одни пятерки.
Иван Попельнюк, специалист по работе с молодежью Белгородского технологического университета: "За мат вполне можно быть отчисленным из вуза. Это нарушение внутреннего распорядка вуза".
Молодежь отказаться сразу от бранных слов не готова. Иностранные студенты и те признаются: русский литературный осваивал вместе с разговорным и даже матерным.
Игорь Лесняк и Виктор Сауль Родригес, студент (Малави): "Еще не штрафовали, но мы боимся, поэтому не материмся. Не, ну материмся, но только между нами, чтобы никто не слышал, для общения".
Преподаватели-языковеды считают мат частью языка, правда, худшей, и призывают оставить ее ученым и не использовать в своей речи.
Вера Харченко, доктор филологических наук, профессор Белгородского государственного университета: "Человек оказывается в ситуации безъязычия. Его переполняют сильные эмоции, а он не знает, как об этом сказать. Ему не хватает слов, и мы, филологи, здесь не дорабатываем".
Василий Петрович о матерных спорах и штрафах еще не слышал, но с борцами за чистоту языка готов поспорить. Скотина, говорит, лучше понимает, когда ее крепким словцом приложишь. К тому же, против такого использования нецензурной брани даже стражи порядка не возражают. Корове, может быть, и неприятно слышать мат, но зла на хозяина она держать точно не будет.

