Российской трансплантологии необходима поддержка общества и государства
Об этом было заявлено на Второй Всероссийской конференции по проблемам донорства органов, открывшейся накануне в Москве. Среди главных проблемам, которые мешают развитию этого направления медицины, специалисты назвали отсутствие правовой базы и недостаточную осведомлённость общества.
Ежегодно в очереди на операции по пересадке органов стоят пять тысяч россиян. Но помочь врачи пока могут лишь нескольким десяткам пациентов.
Репортаж Яны Подзюбан.
Аккуратно и не спеша Татьяна делает первые шаги после операции. Теперь у нее новое сердце. За последним шансом на жизнь она приехала из Тольятти. Врачи поставили диагноз: ждать и верить.
Елена, сестра Татьяны: "Она была на грани жизни и смерти. И вот полгода ждала и дождалась. Конечно, и она верила, и мы все верили".
Верить в спасение - единственное что остается. И не потому, что врачи не могут делать операций. Просто доноров нет. Вот некоторые цифры. Ежегодно в Испании проводятся тысячи операций. В России - только десятки. Лишь треть пациентов вообще доживают до трансплантации. Нет общей донорской базы, нет специалистов в регионах. И даже частично - закона. Если для взрослых в России - действует принцип "презумпции согласия": что означает - каждый умерший - потенциальный донор, если родственники не против. То детского донорства в законе попросту нет. Прописана инструкция: наступила смерть, если умер мозг.
Сергей Готье, директор ФГУ ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. Акад. В.И. Шумакова: "Данная инструкция только для взрослых. Все. И на этом дальнейшего движения нет".
Применять инструкцию к детям в стране еще не готовы. Сложный этический момент не прописали, а просто исключили из закона. В итоге, отдавать или нет орган своего ребенка другому малышу - решают родители.
Сергей Готье, директор ФГУ ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. Акад. В.И. Шумакова: "Это очень трудно понять, что мой ребенок умер. И вот тут должна возникать другая мысль. Если его органы будут пересажены другим детям, то эти дети будут жить".
Не забирайте с собой органы на небеса, они нужны нам здесь, на Земле. Так в Европе 20 лет назад начали формировать общественное мнение. Сегодня и в России заложили первый камень фундамента сознательности, точнее открыли: и здесь слова Лукреция: "Смертные жизнь принимают одни у других в руки из рук отдавая, как в беге, светильники жизни".
Неготовность общества врачи считают своей главной проблемой. Незнание оборачивается недоверием. Родственники умерших в донорстве видят криминал. Насте - семь лет. Новое сердце она ждет с рождения. И сегодня ей пересадка нужна уже срочно. Прекращают работать другие органы. Единственный шанс спасти ребенка - дорогостоящая операция в Европе. Где закон о детской трансплантации есть. Только денег на такую поездку у родителей нет.
Анна Ромашкина, мама Яны: "Полтора года мы стояли в трупном листе ожидания, потом появился донор".
Несколько дней назад Яне пересадили печень. В отличие от сердца, ребенку подходит этот взрослый орган. Часть себя племяннице отдал дядя. Этой семье повезло. Родственник оказался генетически совместим. Листы ожиданий переполнены по всей России. Своей очереди - права на жизнь - ждут тысячи людей. И каждый верит: чудо произойдет, ему помогут.

