В Ростовской области ядовитое озеро угрожает уничтожить целый поселок
В Ростовской области экологи бьют тревогу. Ядовитое озеро, куда на протяжении десятилетий сливались отходы металлургического комбината, грозит исчезновением некогда процветающему поселку. Оттуда сейчас бегут люди, а в злополучном водоеме не осталось ничего живого. При этом местные власти прийти на помощь не торопятся.
Репортаж Александра Чернецова.
Это озеро местные жители называют "мёртвым". Достаточно просто зачерпнуть немного воды, чтобы даже визуально убедиться - с её составом что-то не так. Жидкость тёмно-кофейного цвета отпугивает от себя всё живое. Здесь не встретить не то что птицу или рыбу, водных насекомых не отыскать.
Безжизненные берега ядовитого водоёма - это полигон отходов металлургического производства Азова. Предприятия уже давно закрыты, а вот жертвами их былой бурной деятельности теперь становятся близлежащие хутора и посёлки.
Чёрными ручьями отравленная вода растекается по всей округе и уничтожает все на своём пути, превращая некогда зелёные луга в зловонную пустыню.
Хутор Узяк. Когда- то это уникальное поселение называли донской Венецией. Сюда привозили туристов полюбоваться на старинные казачьи куреня и удивительной красоты речную протоку. Теперь всё в прошлом. Хутор с четырёхсотлетней историей умирает.
Андрей и Людмила Шевченко, жители хутора Узяк: "Эта вода - это край. Сероводородом пахнет. С неё ничего нельзя приготовить. Она годится только поливать огород и помыть пол, в лучшем случае. Поэтому - только привозная вода".
Чистую воду из соседнего Азова привозят не часто, а в сорокоградусную жару её всё равно на всех не хватает. Появление в хуторе долгожданной водовозки каждый раз превращается в стихийный митинг.
Анна Луценко, пенсионерка: "У нас сейчас даже скот заболел, коровы болеют, попадали на ноги, и мы не знаем причину. Они ходят туда, под этот отвал, где это озеро. Они там пасутся. Там не то, что попить, там посмотреть на эту воду страшно".
Страшно, говорит Анастасия Ивановна, но ничего не поделать. Ведь без воды в хозяйстве шагу не сделать. Надумала компот на зиму закрутить, и снова - по воду на протоку.
Анастасия Давыдова, пенсионерка: "Стерилизуем баночки, а на них налёт, как будто сода. Прямо берёшь с баночки, соскребаешь целую чайную ложку. Всё белое-белое. А что это такое - Бог его знает".
Добиться от чиновников ответа, что будет дальше с заброшенным полигоном ядовитых отходов и погибающими хуторами, оказалось делом бесполезным. В Ростовском областном Комитете по охране окружающей среды от комментариев отказались, сославшись на летние отпуска и занятость руководства.
Скорее всего, в туристическом маршруте вместо донской Венеции появится новая достопримечательность - озеро, название которому даже придумывать не надо - Мёртвое.

